Развивающая среда в средней группе детского сада
Развивающая пространственная среда в средней группе детского сада направлена на создание благоприятной атмосферы, позволяющей полноценно развиваться и обучаться. При создании развивающей среды учитываются принципы и требования ФГОС, возрастные особенности воспитанников.
Определение, цели и задачи
Предметно-развивающая среда – это окружающая ребенка обстановка, способствующая его полноценному развитию и обучению. Она предполагает развитие большого круга детских интересов и форм деятельности. В каждой возрастной группе предметно-развивающая среда имеет свои особенности и отличительные признаки, что позволяет создать вокруг детей одной возрастной группы оптимальную атмосферу, в которой они могут получать необходимые им знания.
К целям формирования развивающей среды относится:
- помощь детям в определении личностных интересов;
- развитие способностей находить пути взаимодействия с другими детьми и педагогами;
- формирование способности оценивать свои и чужие поступки, чувства.
Для достижения перечисленных целей формируется и реализуется несколько важных задач:
- обустройство группы в соответствии с возрастными особенностями детей средней группы;
- предоставление детям большого выбора игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с уже имеющимся у детей опытом;
- предоставление детям достаточного количества материалов, работа с которыми проводится посредством взаимодействия с применением органов чувств;
- включение в развивающую среду игры на счет, сравнение предметов, сборку целого предмета из нескольких частей;
- обеспечение группы материалами, необходимыми для проведения опытов;
- увеличение количества книг, рабочих тетрадей.
В процессе формирования развивающей среды возможно возникновение иных задач, решение которых является частью процесса создания благоприятной для обучения атмосферы.
Принципы организации предметно-развивающего пространства
Подбор средств при формировании окружающей среды должен осуществляться с учетом важных принципов.
Насыщенность
Одно из главных требований к развивающей среде – насыщенность. Наполнение подбирается в соответствии с особенностями программы обучения. Например, если в детском саду используется программа здорового образа жизни и практикуется закаливание, то в игровой зоне должны размещаться куклы, игрушечные ванны, полотенца и другие предметы. Это позволит детям имитировать обливание водой.
Не менее важно, чтобы предметы, материалы и игры соответствовали возрастной категории ребенка. При этом необходимо учитывать размер помещения, чтобы в условиях ограниченного пространства удалось разместить большое количество предметов.
Трансформируемость и полифункциональность
В зависимости от образовательных задач и целей развивающая среда должна меняться, подстраиваться под новые условия. Касается это и взросления воспитанников, у которых меняются интересы. Игры и предметы должны быть либо универсальными, либо трансформируемыми, подходящими для использования в различных видах деятельности.
Вариативность
Этот принцип предполагает создание в группе нескольких функциональных зон, чтобы каждый ребенок мог находить занятие себе по душе. Зоны должны быть рассчитаны на активные и пассивные игры, делиться по гендерным различиям. Обязательно наличие уголка для веселья и спортивных игр и наоборот, уголка для уединения, где ребенок может побыть в одиночестве.
Доступность
Все игры и предметы должны быть доступны каждому воспитаннику. Учитывается маленький рост детей, а если в группе есть ребенок-инвалид, то обязательно предусматриваются условия для его комфортного пребывания в группе.
Безопасность
Элементы развивающей предметно-пространственной среды должны отвечать требованиям к безопасности. Не допускается наличие игр, которые могут причинить ребенку физическую или моральную травму.
Содержание среды
Развивающая среда должна быть поделена на функциональные зоны, каждая из которых рассчитана на выполнение определенных игровых или обучающих действий. Количество и содержание этих зон можно регулировать самостоятельно, исходя из программы детского сада и размеров помещения.
Учебный центр
Полифункциональное пространство, включающее легкие столы и стулья, позволяющие менять численность детей в группах при организации определенной деятельности. Учебный центр используется для:
- продуктивной детской деятельности (рисование, вырезание, лепка и т.д.);
- организации лабораторных работ;
- самостоятельной работы (складывание пазлов, сборка конструктора и т.д.).
В детском центре у детей должна быть возможность работать как самостоятельно, так в составе группы.
Центр хранения материалов
Здесь устанавливается функциональная мебель для хранения игровых материалов. Выдвижные ящики должны обеспечивать полноценные места для хранения сыпучих и крупных материалов, которые используются воспитанниками для игр, развивающих занятий и лабораторных работ.
Центр для ролевых игр
Этот центр должен содержать игрушки, материалы и мебель для сюжетно-ролевых игр. Обязательно наличие кукол, игрушечной мебели, предметов быта, а также предметы, имитирующие профессии: парикмахер, продавец, врач и т.д.
Центр творчества
В этой зоне дети оценивают свои творческие способности. Для этого центр оснащается мебелью с полками, на которых расставляются рисунки, аппликации и фигурки из пластилина, выполненные воспитанниками.
Экспериментально-экологический центр
В этом уголке размещаются цветы, природные материалы, животные. Центр предназначен для изучения природы и заботы о ней.
Центр спорта
В группе выделяется участок для спортивного становления детей. Здесь размещается спортивный инвентарь: обручи, скакалки, кегли, мячи, массажные коврики.
Центр театра
Здесь дети могут имитировать поведение взрослых, разыгрывать различные сценки. Для этого центр оснащается ширмой, масками, костюмами, куклами и игрушками, декорациями, париками. У детей должна быть возможность переодеться перед зеркалом.
Центр математики
Этот центр предназначен для обучения азов математики. Дети учатся складывать и вычитать простые числа, решать логические задачи. Материалы располагаются на тумбах или полках. Обязательно наличие головоломок, набора цифр и математических знаков, счетных палочек, комплекта геометрических фигур.
Книжный центр
В этой зоне устанавливается шкаф или полки, на которых размещаются обучающие и развлекательные книги, подходящие детям по возрасту. Это сказки, скороговорки, стихи, буквари. В книгах должны присутствовать крупные, красочные иллюстрации.
Центр музыки
В этой зоне размещаются игрушечные музыкальные инструменты и материалы, издающие звуки (коробочки с песком, камешками и т.д.). Центр предназначен для развития музыкального слуха и способностей.
Центр уединения
В этой зоне ребенок может побыть в одиночестве, погрустить, подумать. Центр должен находиться вдали от других участков, а дети приучены не мешать тем, кто решил уединиться.
Центр патриотического воспитания
Согласно требованиям ФГОС, центр патриотического воспитания должен быть обустроен в средней группе детского сада. В этом уголке размещается флаг, фотография президента, плакат с изображением государственного герба, книги с рассказами и стихами о родине.
Способы использования предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда в средней группе должна быть разнообразной, чтобы дети задействовали органы чувств, развивали фантазию и воображение. Если развивающая среда сформирована правильно, то она позволяет обыгрывать следующие приемы:
- Наблюдение. В рамках экспериментальной деятельности дети могут наблюдать за любой зоной. Для этого требуется участие педагога, который сопровождает знакомство с предметами занимательным рассказом. Это помогает детям лучше воспринимать информацию, получать все нужные о предмете и конкретной зоне сведения.
- Демонстрация. Еще один прием, требующий участия педагога, но его опыт могут перенимать дети, используя демонстрацию как один из видов игр. Речь идет о демонстрации предметов в процессе рассказа. Например, при изучении сказки педагог показывает детям героев сказки, которые есть в наличии в центре театра.
- Словесные приемы. Слово сопровождает каждый шаг детей и воспитателей. Поэтому педагоги должны как можно больше разговаривать с воспитанниками, описывать процесс работы.
- Игровые приемы. В игровом формате должны проводиться большинство занятий. Это позволяет детям легче воспринимать информацию, обучаться и развиваться.
Для формирования развивающей среды в детском саду обращайтесь в компанию «Доступная страна». У нас большой выбор современного оборудования, соответствующего требованиям ФГОС. Сотрудничаем с муниципальными и частными организациями.
Еще на эту тему: