Предметно-развивающая среда речевого развития
Развивающая среда – это рационально организованная обстановка, окружающая ребенка. Она направлена на приобретение и развитие навыков, повышение качества речи. Развивающая предметно-пространственная среда детского речевого развития формируется в соответствии с требованиями ФГОС, должна быть разнообразной, интересной, многофункциональной.
Что это такое?
Предметно-развивающая среда – это естественная обстановка, окружающая ребенка. Она рационально организована, насыщена разнообразными раздражителями, играми и литературой. На речевое развитие ребенка оказывает влияние окружение, обеспечивающее полноценную игровую, творческую, обучающую, двигательную и продуктивную деятельность.
Формированию развивающей среды в детских садах сейчас уделяется много внимания. Педагоги стремятся внедрять инновационные способы обучения и подходы к воспитанию. Это позволяет детям полноценно развиваться в условиях дошкольной организации.
Важной ступенью в развитии ребенка является обретение языковых навыков. Это можно связать с развитием мышления ребенка. Освоение языка помогает детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы.
Основные требования к организации
Развивающая речевая среда должна соответствовать следующим требованиям ФГОС:
- обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала;
- доступность среды, предполагающая доступность всех помещений, игр, игрушек, материалов, пособий для воспитанников;
- содержательность, насыщенность, вариативность;
- безопасность для детей и педагогов;
- насыщенность и вариативность в соответствии с возрастной категорией детей.
Созданные условия должны подходить как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Цели и задачи
Главной целью формирования развивающей среды является создание условий для совершенствования процесса развития и коррекции речи воспитанников. Дошкольное учреждение должно предоставить детям возможность полноценно развиваться, улучшать речь и сопутствующие ей навыки.
Задачи развивающей среды:
- формирование фонематического восприятия и слуха;
- развитие артикуляционной моторики;
- получение и закрепление навыков правильного произношения звуков;
- развитие мелкой моторики и связной речи;
- развитие грамотности, мышления и фантазии.
Правильно организованная развивающая среда создает условия для формирования грамотной речи у дошкольников.
Основные принципы
При создании развивающей среды педагоги должны придерживаться следующих принципов:
- Принцип дистанции. Подразумевает установку такой мебели, чтобы ребенок разговаривал с педагогом на одном уровне. Для этого предоставляется возможность ребенку подняться до позиции логопеда.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества. У детей должна быть возможность проявить свои творческие способности, выбрать активную игру вместо пассивной.
- Принцип динамичности. Окружающая среда должна меняться вместе с детьми, их возрастной категории и интересами.
- Принцип учета половых и возрастных особенностей воспитанников. Игры должны позволять детям проявлять свои склонности в соответствии с общепринятыми нормами, отражать интересы мальчиков и девочек в равной степени.
Придерживаясь данных принципов, педагоги создают такую среду, которая комфортна для работы и обучения.
Прогнозируемые результаты
Создание благоприятных для обучения условий – ожидаемый результат при формировании развивающей среды. У воспитанников детского сада должны быть возможности для освоения нового материала, развития речи и повышения ее качества. При этом важно, чтобы обучение проходило в интересном для ребенка формате, без принуждения.
Заказать комплексное оснащение кабинета логопеда или группы детского сада в рамках формирования развивающей среды, вы можете в нашей компании. Доставляем продукцию по всей России.
Еще на эту тему: