Top.Mail.Ru

Предметно-развивающая среда речевого развития

30 октября 2022

Развивающая среда – это рационально организованная обстановка, окружающая ребенка. Она направлена на приобретение и развитие навыков, повышение качества речи. Развивающая предметно-пространственная среда детского речевого развития формируется в соответствии с требованиями ФГОС, должна быть разнообразной, интересной, многофункциональной.

Что это такое?

Предметно-развивающая среда – это естественная обстановка, окружающая ребенка. Она рационально организована, насыщена разнообразными раздражителями, играми и литературой. На речевое развитие ребенка оказывает влияние окружение, обеспечивающее полноценную игровую, творческую, обучающую, двигательную и продуктивную деятельность.

Формированию развивающей среды в детских садах сейчас уделяется много внимания. Педагоги стремятся внедрять инновационные способы обучения и подходы к воспитанию. Это позволяет детям полноценно развиваться в условиях дошкольной организации.

Важной ступенью в развитии ребенка является обретение языковых навыков. Это можно связать с развитием мышления ребенка. Освоение языка помогает детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы.

Основные требования к организации

Развивающая речевая среда должна соответствовать следующим требованиям ФГОС:

  • обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала;
  • доступность среды, предполагающая доступность всех помещений, игр, игрушек, материалов, пособий для воспитанников;
  • содержательность, насыщенность, вариативность;
  • безопасность для детей и педагогов;
  • насыщенность и вариативность в соответствии с возрастной категорией детей.

Созданные условия должны подходить как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Цели и задачи

Главной целью формирования развивающей среды является создание условий для совершенствования процесса развития и коррекции речи воспитанников. Дошкольное учреждение должно предоставить детям возможность полноценно развиваться, улучшать речь и сопутствующие ей навыки.

Задачи развивающей среды:

  • формирование фонематического восприятия и слуха;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • получение и закрепление навыков правильного произношения звуков;
  • развитие мелкой моторики и связной речи;
  • развитие грамотности, мышления и фантазии.

Правильно организованная развивающая среда создает условия для формирования грамотной речи у дошкольников.

Основные принципы

При создании развивающей среды педагоги должны придерживаться следующих принципов:

  • Принцип дистанции. Подразумевает установку такой мебели, чтобы ребенок разговаривал с педагогом на одном уровне. Для этого предоставляется возможность ребенку подняться до позиции логопеда.
  • Принцип активности, самостоятельности, творчества. У детей должна быть возможность проявить свои творческие способности, выбрать активную игру вместо пассивной.
  • Принцип динамичности. Окружающая среда должна меняться вместе с детьми, их возрастной категории и интересами.
  • Принцип учета половых и возрастных особенностей воспитанников. Игры должны позволять детям проявлять свои склонности в соответствии с общепринятыми нормами, отражать интересы мальчиков и девочек в равной степени.

Придерживаясь данных принципов, педагоги создают такую среду, которая комфортна для работы и обучения.

Прогнозируемые результаты

Создание благоприятных для обучения условий – ожидаемый результат при формировании развивающей среды. У воспитанников детского сада должны быть возможности для освоения нового материала, развития речи и повышения ее качества. При этом важно, чтобы обучение проходило в интересном для ребенка формате, без принуждения.

Заказать комплексное оснащение кабинета логопеда или группы детского сада в рамках формирования развивающей среды, вы можете в нашей компании. Доставляем продукцию по всей России.