Top.Mail.Ru

Моделирование предметно-развивающей среды

21 октября 2022

Развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе воспитания и обучения. Для получения навыков, развития интеллекта и умственных способностей требуется активная, содержательная деятельность, организуемая педагогом в разнообразных формах общения ребенка со сверстниками и взрослыми. С этой целью вокруг детей в условиях дошкольного учреждения формируется развивающая среда. В ней дети учатся, развиваются, получают нужные им для жизни навыки. Чтобы обстановка получилась современной, качественной, соответствующей требованиям ФГОС, проводится моделирование детской предметно-развивающей среды.

Что это такое?

Моделирование РППС – это разработка основных деталей предполагаемого окружения, мысленное ее построение. При помощи моделирования удается оптимизировать деятельность воспитанников, сделать воспитательный процесс более технологичным.

При моделировании среды составляется модель, направленная на развитие личности посредством педагогического процесса, устранение негативных факторов, обеспечение необходимых для обучения условий.

Модель – это представление о системе, отражающее существенные закономерности ее структуры и процесса функционирования. Главное требование к модели – она должна предоставлять новую информацию об исследуемом объекте.

Модель РППС отражает структуру и содержание развивающей среды в процессе образовательной деятельности, направленной на развитие ребенка.

Цели и задачи

Главной целью моделирования РППС является оценка предметно-развивающей среды, поиск несоответствий с требованиями ФГОС. При формировании модели с нуля целью становится создание современной, интересной, познавательной предметно-пространственной среды, где воспитанники будут получать знания и опыт.

Для достижения цели решается комплекс задач:

  • Изучить и внедрить в образовательную практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды в группе.
  • Оформить интерьер группы, позволяющий реализовать задачи общего и эстетического развития детей младшего возраста.
  • Сформировать условия для обеспечения разных видов деятельности младших дошкольников.
  • Создать комфортные и безопасные условия пребывания воспитанников в группе.
  • Увеличить двигательное пространство для развития физических качеств.
  • Создать мобильную, трансформируемую обстановку в группе.
  • Увеличить возможности для экспериментальной, познавательной деятельности воспитанников.

Выполнение задач может происходить совместно с родителями. Вовлечение взрослых в процесс формирования развивающей среды благоприятно сказывается на психологическом состоянии детей.

Содержание среды

В группе детского сада развивающая среда должна быть поделена на три сектора: активный, спокойный и рабочий. Важно, чтобы границы каждого сектора могли раздвигаться, увеличивая доступное для детей пространство. Это побуждает воспитанников присоединиться к сверстникам, разнообразить свои интересы.

Активный сектор занимает самую большую площадь. В этой зоне дети активно проводят время: играют в мяч, занимаются со скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарем. В этом же секторе размещается музыкальный уголок, а также уголок театральной деятельности.

Спокойный сектор способствует отдыху и расслаблению. Он включает уголок уединения, книжный центр, зону отдыха, центр наблюдения за природой.

Рабочий сектор направлен на получение новых знаний посредством экспериментальной деятельности, рисования, использования технических средств обучения.

Прогнозируемые результаты

В качестве основного ожидаемого результата – современная развивающая среда, отвечающая требования ФГОС, нормативно-правовых актов, СанПиН. РППС должна нравиться детям и помогать педагогам в воспитательной работе.

Заказать оборудование для формирования развивающей среды вы можете в нашей компании с доставкой по России.