Развивающая среда в группе раннего возраста
Ранний возраст – период быстрого формирования психофизиологических процессов, свойственных человеку. Своевременно начатое и правильно организованное воспитание детей является основным условием их полноценного развития. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и получал все необходимые знания и навыки, создаётся развивающая среда в детской группе раннего возраста. Она универсальна, но требует уклона в сторону индивидуальности, что позволяет создать нужные условия для развития в зависимости от особенностей национальности, состояния здоровья и т.д.
Что это?
Чтобы ребенок сформировался как личность, имел представление об эстетичности, красоте и художественном замысле, имел хорошую фантазию, грамотную речь и острое зрение, в дошкольных учреждениях создаётся подходящая развивающая среда. Это часть образовательной среды, представляющая собой специально организованное пространство, оказывающее прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в ДОУ.
Под предметной средой, создание которой предусмотрено в рамках формирования условий для развития детей раннего возраста, понимается оснащение кабинетов и классов инвентарем и материалами. С ними воспитанники должны взаимодействовать ежедневно, включая визуальное восприятие.
При формировании среды для детей раннего возраста учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей, а также важно ориентироваться на охрану, укрепление здоровья воспитанников. Только при условии комплексного подхода удается создать благоприятную для роста и развития атмосферу.
Цели и задачи
Главной целью создания развивающей среды является развитие дошкольника как личность. Для этого перед педагогами ставится несколько задач:
- Помочь ребенку чувствовать себя защищённым, показать, что окружающим может доверять.
- Показать ребенку, что есть много причин для радости, научить радоваться мелочам.
- Развить индивидуальность, показать, что особенности характера или внешности – это не недостатки.
- Сформировать стержень личной культуры.
Построение предметно-развивающей среды предполагает создание опоры на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Ребенок учится общаться со сверстниками, педагогами, родителями и другими взрослыми.
Основные требования
Организация пространства должна выполняться в соответствии с требованиями ФГОС. Важным условием является зонирование помещения таким образом, чтобы дети могли заниматься разными видами деятельности, находясь в одной группе и не мешая друг другу.
В помещении создаётся несколько зон:
- Уголок сюжетно-ролевой игры. В этой игровой зоне дети распределяют роли, берут игровой материал и разыгрывают определенные ситуации, которые могут произойти в реальной жизни или уже произошли. Эта зона отвечает за развитие памяти, фантазии, интеллекта, учит выстраивать отношения со сверстниками.
- Уголок песка. В этой зоне дети расслабляются, развивают мелкую моторику рук. В летнее время игры с песком проводятся на улице.
- Развивающие игры. Одна из самых важных зон. В ней дети развиваются физически и интеллектуально, получая доступ к разнообразным играм.
- Зона двигательной активности. Эта зона оборудуется таким образом, чтобы ребенок задействовал свои физические способности. Например, игрушки размещаются на высоких полках, что требует от ребенка встать на носочки, чтобы достать нужный предмет.
- Книжный уголок. На этом участке группы размещаются книжки, желательно в 2-3 экземплярах, чтобы одну и ту же литературу могли одновременно просматривать несколько детей.
- Зона конструирования. Здесь дети занимаются с конструкторами, учатся складывать детали для получения определенной фигуры.
- Зона уединения. В этом месте ребенок должен иметь возможность остаться наедине, успокоиться, снять нервное напряжение.
- Музыкальный уголок. Эта зона отводится под музыкальные инструменты, с которыми детей знакомит педагог.
Периодически предметы в каждой зоне должны меняться, поскольку новые игры стимулируют к деятельности, мотивируют, вовлекают в игровой процесс.
Основные принципы
Оборудование и материалы позволяют обеспечить условия для реализации программы раннего развития детей. Подбираются они с учётом следующих принципов:
- Принцип обеспечения здорового образа жизни и правильного физического развития. Оборудование должно помогать в решении задач по развитию всех систем организма, предоставлять возможность для повышения двигательной активности, способствовать охране нервной системе ребенка. В раннем возрасте акцент делается на физическое развитие, без которого познание мира становится проблематичным.
- Принцип создания условий для воспитания и развития детей в условиях детского дошкольного учреждения. Интерьер и оборудование должны быть рассчитаны на одновременное присутствие 10-15 детей раннего возраста. При этом должны быть созданы условия для безопасного и комфортного пребывания в группе как целой группы, так и каждого ребенка по отдельности.
- Принцип обеспечения педагогического процесса. Оборудование должно обеспечивать возможность применения методов последовательной и индивидуальной постепенности в обслуживании воспитанников, а также создавать условия для индивидуального общения с одним ребенком и с целой группой.
- Принцип безопасности. Интерьер и используемые материалы должны быть безопасными и надёжными.
- Принцип гигиеничности. Мебель для группы подбирается экологичная, с водоотталкивающей поверхностью.
- Принцип удобного использования. Оборудование должно быть доступным для детей младшего возраста, быть удобным для использования.
- Принцип гендерного соответствия. В группе предусматриваются материалы для девочек и мальчиков в равном разнообразии.
- Принцип разнообразия и выбора. У детей должен быть выбор материалов и оборудования для обучения, игр, взаимодействия с педагогами и сверстниками.
Перечисленные принципы действуют в отношении групп всех возрастных категорий, но особо важно их соблюдение для малышей от 1,5 до 4 лет.
Структура и качества среды
В создании среды обязательно участвует педагогический состав. Осуществляется это в процессе ежедневного пребывания детей для обеспечения:
- игровую, исследовательскую, творческую, познавательную активность каждого ребенка;
- экспериментирование с доступными и безопасными для детей материалами;
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие воспитанников;
- возможность самовыражения.
У педагогов должна быть возможность менять структуру предметно-пространственной среды в зависимости от возможностей и меняющихся интересов детей, климатических особенностей, праздников и важных дат.
Прогнозируемые результаты
Правильно организованная образовательная среда обеспечивает:
- реализацию различных образовательных программ, предусмотренных ФГОС;
- создание условий для организации инклюзивного образования;
- учёт национальных, климатических условий, в которых организуется образовательная деятельность;
- учет возрастных, психофизических особенностей детей.
По прогнозам, в дошкольном учреждении должна быть создана безопасная, вариативная, информационная, доступная, интересная, содержательно-насыщенная среда. Для реализации этих принципов обращайтесь в компанию «Доступная страна». Мы помогаем в организации пространства в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Еще на эту тему: