Top.Mail.Ru

Развивающая среда в старшей группе детского сада

02 октября 2022

В соответствии с требованиями ФГОС развивающая среда должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Решение программных задач предусматривает совместную деятельность детей и взрослых, самостоятельную работу, при проведении режимных моментов. Развивающая предметная среда в старшей группе направлена на развитие физических и интеллектуальных способностей, на улучшение уже выработанных качеств.

Что это такое?

Развивающая среда – это пространство, которое окружает ребенка и помогает ему развиваться, получать необходимые знания и навыки. Если ребенка окружают предметы, рассказывающие о правилах безопасности, охране труда, показывают, как строить отношения с другими людьми, то он развивается как личность.

Развивающая среда выполняет несколько функций:

  • образовательная;
  • развивающая;
  • мотивирующая;
  • воспитывающая;
  • организационная;
  • коммуникативная.

Функции работают на развитие самостоятельности и самодеятельности дошкольников.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ

Задачей образовательных учреждений является создание условий для воспитания и развития детей, сохранения их жизни и здоровья. Для этого формируется развивающая среда, помогающая педагогам в воспитательном процессе. Участие в разных видах деятельности помогает детям быть здоровее, самостоятельней, уверенней в себе.

В старшей группе занятия с детьми проводятся по нескольким направлениям:

  • развивающие и обучающие занятия;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • основы трудовой деятельности;
  • занятия физической культурой;
  • выполнение творческих работ;
  • уроки хореографии и музыки.

Развивающая среда для дошкольника – это один из важных факторов, влияющих на успешность ребенка в будущем. Если в возрасте 5-6 лет он научится общаться со сверстниками и взрослыми, получит основные навыки по самообслуживанию, то в будущем ему будет легче адаптироваться к окружающим его средам.

Принципы построения предметно-развивающей среды

В старшей группе ДОУ построение развивающей среды выполняется с учётом следующих принципов:

  • Среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, мотивирующую функцию. Она должна помогать детям становиться самостоятельными, самодостаточными.
  • Среда должна быть гибкой, вариативной, чтобы у детей был выбор игрушек и занятий.
  • Для оснащения группы используются безопасные и надёжные предметы, подходящие детям по возрасту.
  • Элементы декора подбираются мобильные, сменяемые.
  • Предусматривается место для экспериментальной деятельности.
  • Развивающая среда должна меняться в зависимости от периода обучения воспитанников.
  • Среда должна иметь возможность корректировки.

В дошкольном возрасте важно научить детей общению с противоположным полом. Для этого организуются совместные игры мальчиков и девочек.

Виды уголков и центров в старшей группе

Размещать мягкую мебель и предметы интерьера следует только после зонирования пространства группы. В идеале это должен делать дизайнер, чтобы вместить в небольшое помещение несколько зон, но можно разработать проект самостоятельно.

Спортивный уголок

Этот участок отвечает за проведение спортивных мероприятий, в том числе, за уроки физкультуры. Спортивный уголок оснащается инвентарем фабричного производства и выполненного воспитателями самостоятельно или совместно с родителями. Желательно наличие специального оборудования по предотвращению плоскостопия и нарушений осанки.

Уголок продуктивной деятельности

Этот участок группы отвечает за творческие занятия – рисование, лепку, вырезание и т.д. Уголок оснащается канцелярскими товарами, по родным материалам, различными инструментами для творчества.

При оформлении уголка важно подбирать яркие, красочные материалы, которые будут привлекать внимание детей.

Центр сюжетно-ролевых игр

Во время игр у детей развивается фантазия, мышление, логика. Придумывая и обыгрывая различные ситуации, дошкольники учатся принимать решения, находить решение сложных задач.

На этом участке размещаются куклы, мягкие игрушки, игрушечные предметы интерьера, посуды и другие аналогичные материалы.

Театральная зона

В группе можно организовать разные виды театров: пальчиковый, настольный, кукольный и т.д. Оснащается этот участок костюмами, масками, игрушками.

Музыкальный уголок

Занятия музыкой часто требцют уединения, поэтому желательно этот участок отделить ширмой от других зон группы. Оформлять музыкальный уголок нужно яркими, привлекающими взгляд, предметами, используя различные музыкальные инструменты.

Зона речевого развития

Здесь дети учатся правильно произносить буквы, звуки и слова. Этот уголок оснащается книгами, картинками для самостоятельного прочтения и работы в группе.

Книжный уголок

Книжный уголок может быть совмещён с зоной речевого развития. В нем одновременно присутствует не менее 10 книг, имеющую различную тематику: сказки, стихи, рассказы о животных, юмористические книги. Пополнять библиотеку дети могут самостоятельно книгами, принесенными из дома.

Математический уголок

На этом участке располагаются дидактические материалы, помогающие детям осваивать математику, учиться считать, выполнять математические действия.

Центр экспериментальной деятельности

Исследовательский центр желательно размещать вдали о спортивный и музыкальный уголок. Здесь проводятся эксперименты, для чего размещаются различные природные материалы: камни, ракушки, песок и т.д. Также участок оснащается защитной одеждой, специальным оборудованием и материалами, необходимыми для исследовательской деятельности.

Зона конструирования

Этот участок отводится под конструкторы. Чем их больше, тем лучше для детей. Они должны иметь выбор предметов для конструирования.

Уголок природы

Этот участок группы предназначен для экологического воспитания детей. Здесь располагаются различные растения и природные материалы, по возможности организуется зооуголок.

Зона организации трудовой деятельности

На этом участке располагаются предметы, которые помогают дошкольникам выполнять различные трудовые обязательства. Составляется график дежурств, согласно которому дети помогают воспитателям убирать со столов, застилать постели, поливать цветы и т.д.

Компания «Доступная страна» предлагает комплексное оснащение детсадовских групп с целью формирования развивающей среды.