Развивающая среда кабинета начальных классов
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащённое учебным оборудованием, пособиями, материалами для образовательного процесса. Современная школа должна максимально соответствовать требованиям времени, быть эффективной, разнообразной, способствовать получению нужного уровня знаний и развитию. Для этого формируется развивающая предметная среда кабинета, позволяющая детям развиваться в соответствии с возрастом, получать необходимые знания и навыки.
Что это такое?
Развивающая среда – это пространство, окружающее ребенка в образовательном учреждении. Акцент на ее формирование делается в детских садах и начальной школе, когда происходит наиболее активное развитие умственных и физических способностей ребенка. В кабинете среда представляет собой предметы, которые задействуются на уроках, используются для обучения и развития.
Предметная среда должна обеспечивать условия для проведения уроков, кружков, внеклассной работы. Она формируется для помощи детям и педагогам в воспитательных и образовательных целях.
Начальная школа – важный этап в жизни каждого ребенка. Дети переходят на новый этап, становятся взрослее, умнее. Помогает им в этом работа педагогов и задействование окружающего пространства.
Цели и задачи
Главной целью формирования развивающей среды является создание условий для гармоничного развития физических и интеллектуальных способностей детей начальной школы.
Для достижения цели решается комплекс задач:
- создание условий для реализации общеобразовательной программы;
- обеспечение охраны здоровья детей;
- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
- вовлечение детей в учебный процесс с интересом.
Кабинет должен иметь качественное, полноценное оснащение, чтобы обеспечить решение указанных задач.
Основные принципы
При формировании развивающей среды необходимо придерживаться следующих принципов:
- многофункциональность помещения, чтобы кабинет был поделен на несколько активных зон;
- рациональность использования пространства, чтобы в кабинете свободное место было использовано по максимуму;
- взаимосвязь отделки, освещения и украшений интерьера;
- вариативность, многообразие для создания выбора видов деятельности.
Соблюдая принципы ФГОС, можно создать многофункциональную, удобную, интересную среду, которая будет нравиться детям.
Общие требования
При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующее:
- среда должна выполнять обучающую, развивающую, мотивирующую функцию;
- среда должна работать на самостоятельность и самодостаточность ребенка, чтобы формировать в нем положительные личностные качества;
- среда должна удовлетворять потребности и интересы детей;
- при формировании среды следует учитывать особенности возраста и психического состояния детей;
- форма и дизайн предметов ориентируется на безопасность и возраст детей;
- цветовая палитра предметов интерьера представляется спокойными, пастельными цветами;
- среда должна меняться в зависимости от возраста детей.
При соблюдении перечисленных требований развивающая среда получается функциональной, удобной, для полноценного развития и обучения детей начальной школы.
Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
Кабинет начальных классов должен быть оснащен картами, картинами, таблицами для помощи в усвоении материала. Из литературы обязательно наличие:
- справочников;
- научно-популярных изданий;
- учебников;
- образцы практических и самостоятельных работ учеников.
У детей перед глазами должна быть наиболее важная информация – таблица умножения, алфавит. На самостоятельные и контрольные работы они могут убираться, но в процессе обучения подсказки важны.
Зонирование класса
Формирование развивающей среды включает зонирование пространства. В начальных классах требуется создание следующих зон:
- Учебная. Здесь располагаются парты, стол учителя, доска, книжные шкафы, проектор.
- Игровая. Способствует рациональному использованию свободного времени на переменах. Здесь располагается мягкая мебель, игрушки, журнальный столик.
- Информационная. Повышает интерес к учебе и определенному предметы. В этой зоне располагается информация о здоровом образе жизни, правилах дорожного движения, ОБЖ.
- Зеленая. Эта зона вырабатывает у детей чувство ответственности, знакомит с природой. Здесь размещаются растения, природные материалы.
- Санитарно-гигиеническая. В этой зоне дети учатся ухаживать за собой, следить за гигиеной. Здесь располагается раковина для мытья рук, мыло, полотенце.
Для оснащения кабинета начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС обращайтесь в компанию «Доступная страна». У нас большой выбор оборудования и материалов для формирования развивающей среды.
Еще на эту тему: