Top.Mail.Ru

Развивающая среда кабинета начальных классов

02 октября 2022

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащённое учебным оборудованием, пособиями, материалами для образовательного процесса. Современная школа должна максимально соответствовать требованиям времени, быть эффективной, разнообразной, способствовать получению нужного уровня знаний и развитию. Для этого формируется развивающая предметная среда кабинета, позволяющая детям развиваться в соответствии с возрастом, получать необходимые знания и навыки.

Что это такое?

Развивающая среда – это пространство, окружающее ребенка в образовательном учреждении. Акцент на ее формирование делается в детских садах и начальной школе, когда происходит наиболее активное развитие умственных и физических способностей ребенка. В кабинете среда представляет собой предметы, которые задействуются на уроках, используются для обучения и развития.

Предметная среда должна обеспечивать условия для проведения уроков, кружков, внеклассной работы. Она формируется для помощи детям и педагогам в воспитательных и образовательных целях.

Начальная школа – важный этап в жизни каждого ребенка. Дети переходят на новый этап, становятся взрослее, умнее. Помогает им в этом работа педагогов и задействование окружающего пространства.

Цели и задачи

Главной целью формирования развивающей среды является создание условий для гармоничного развития физических и интеллектуальных способностей детей начальной школы.

Для достижения цели решается комплекс задач:

  • создание условий для реализации общеобразовательной программы;
  • обеспечение охраны здоровья детей;
  • создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
  • вовлечение детей в учебный процесс с интересом.

Кабинет должен иметь качественное, полноценное оснащение, чтобы обеспечить решение указанных задач.

Основные принципы

При формировании развивающей среды необходимо придерживаться следующих принципов:

  • многофункциональность помещения, чтобы кабинет был поделен на несколько активных зон;
  • рациональность использования пространства, чтобы в кабинете свободное место было использовано по максимуму;
  • взаимосвязь отделки, освещения и украшений интерьера;
  • вариативность, многообразие для создания выбора видов деятельности.

Соблюдая принципы ФГОС, можно создать многофункциональную, удобную, интересную среду, которая будет нравиться детям.

Общие требования

При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующее:

  • среда должна выполнять обучающую, развивающую, мотивирующую функцию;
  • среда должна работать на самостоятельность и самодостаточность ребенка, чтобы формировать в нем положительные личностные качества;
  • среда должна удовлетворять потребности и интересы детей;
  • при формировании среды следует учитывать особенности возраста и психического состояния детей;
  • форма и дизайн предметов ориентируется на безопасность и возраст детей;
  • цветовая палитра предметов интерьера представляется спокойными, пастельными цветами;
  • среда должна меняться в зависимости от возраста детей.

При соблюдении перечисленных требований развивающая среда получается функциональной, удобной, для полноценного развития и обучения детей начальной школы.

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

Кабинет начальных классов должен быть оснащен картами, картинами, таблицами для помощи в усвоении материала. Из литературы обязательно наличие:

  • справочников;
  • научно-популярных изданий;
  • учебников;
  • образцы практических и самостоятельных работ учеников.

У детей перед глазами должна быть наиболее важная информация – таблица умножения, алфавит. На самостоятельные и контрольные работы они могут убираться, но в процессе обучения подсказки важны.

Зонирование класса

Формирование развивающей среды включает зонирование пространства. В начальных классах требуется создание следующих зон:

  • Учебная. Здесь располагаются парты, стол учителя, доска, книжные шкафы, проектор.
  • Игровая. Способствует рациональному использованию свободного времени на переменах. Здесь располагается мягкая мебель, игрушки, журнальный столик.
  • Информационная. Повышает интерес к учебе и определенному предметы. В этой зоне располагается информация о здоровом образе жизни, правилах дорожного движения, ОБЖ.
  • Зеленая. Эта зона вырабатывает у детей чувство ответственности, знакомит с природой. Здесь размещаются растения, природные материалы.
  • Санитарно-гигиеническая. В этой зоне дети учатся ухаживать за собой, следить за гигиеной. Здесь располагается раковина для мытья рук, мыло, полотенце.

Для оснащения кабинета начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС обращайтесь в компанию «Доступная страна». У нас большой выбор оборудования и материалов для формирования развивающей среды.


Еще на эту тему: