Top.Mail.Ru

Развивающая среда на участке детского сада

02 октября 2022

Прогулки на свежем воздухе в детском саду способствуют физическому и умственному развитию детей. Для этого на участке проводятся активные игры, эстафеты, соревнования. Это учит воспитанников работать в группе, быстро принимать решение и отвечать за свои действия. Развивающая и предметная среда на участке помогают развивать детей, увеличивают количество доступных игр, развлечений.

Что это такое?

Под развивающей средой понимается пространство, окружающее ребенка и способствующее его развитию. Это одно из условий психического развития ребенка. Она помогает детям знакомиться с окружающим миром, учит общаться со сверстниками и взрослыми, стимулирует воображение и фантазию.

Современные стандарты образования выдвигают на первый план задачи гуманизации, процесса воспитания и обучения, охраны здоровья детей. Их решение невозможно без правильно сформированной развивающей среды, которая окружает ребенка, помогает ему развивать личные качества.

Участок группы детского сада является частью развивающей среды. В его пределах осуществляется свободная игровая и двигательная деятельность. Это делает необходимым насыщение участка предметами, игровым и спортивным оборудованием.

Цели и задачи

Главной целью формирования развивающей среды на участке является создание условий для полноценного физического и интеллектуального развития детей в детском саду. Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • Зонирование участка, создание нескольких мест для игровой и обучающей деятельности детей.
  • Создание условий для проведения активных игр, соревнований, эстафет.
  • Придание участку эстетичности, окрашивание элементов в яркие оттенки, использование самодельных игрушек, цветов.
  • Привлечение детей и родителей к украшению участка.

Основной задачей организаторов становится формирование безопасной, интересной среды, которая будет интересна детям разных возрастных групп.

Требования ФГОС

Согласно требованиям ФГОС, развивающая предметная среда на участке дожна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • создание условий лля детей-инвалидов, если осуществляется реализация инклюзивного образования;
  • учёт национальных, культурных, климатических условий.

Организация игрового пространства на участке должна обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую деятельность;
  • экспериментирование с различными материалами;
  • двигательную активность, способствующую физическому развитию;
  • эмоциональное благополучие детей;
  • возможность самовыражения детей.

Всестороннее развитие детей – первостепенная задача образовательных учреждений. Для этого создаётся развивающая среда на участке, где в летнее время дети проводят много времени. Она должна получиться безопасной и интересной.

Принципы программы

В соответствии с требованиями ФГОС развивающая среда на участке должна формироваться с учётом следующих принципов:

  • Насыщенность в зависимости от возраста воспитанников. Выбирать материалы и оборудование необходимо с учётом возрастных особенностей детей.
  • Трансформируемость. Созданная развивающая среда должна иметь возможность меняться в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов детей.
  • Полифункциональность. Большинство предметов среды должны быть полифункциональными, чтобы их можно было использовать в разных направлениях.
  • Вариативность. Предполагает разнообразие видов деятельности, что позволяет детям самостоятельно выбирать развлечение.
  • Доступность. Все предметы должны быть доступными для каждого ребенка, включая воспитанников с инвалидностью.
  • Безопасность. Для оснащения участка используются безопасные, экологичные материалы.

Федеральный стандарт образования требует, чтобы дети развивались в насыщенной среде, а их права не ущемлялись.

Необходимое оборудование

В процессе формирования развивающей среды может быть использовано практически любое оборудование:

  • турники, качели, кольца для мяча;
  • кегли;
  • полосы препятствия;
  • игрушки для ролевых игр;
  • тактильные дорожки и др.

Украшения и часть предметов для игр могут сделать родители воспитанников, что является отличным способом привлечения взрослых к созданию развивающей среды.

Прогулочные участки и зоны

У каждой группы в детских садах есть свой участок на улице. Это позволяет создать развивающую среду для конкретных детей. Поскольку дети быстро растут, нужно предусмотреть включение предметов и оборудования на каждый возрастной период.

Участок делится на несколько зон:

  • активных игр;
  • сюжетно-ролевых игр;
  • уединения;
  • работы с песком и водой;
  • развивающая.

В каждой зоне устанавливается определенное оборудование.

Прогнозируемые результаты

Ожидаемый результат от развивающей среды – создание условий для обучения и развлечения детей на участке. Готовая среда должна обеспечивать физическое и интеллектуальное развитие воспитанников.

Заказать оборудование для реализации развивающей среды вы можете в компании «Доступная страна». Предлагаем широкий выбор инвентаря для оснащения участков в детских садах.