Развивающая среда на участке детского сада
Прогулки на свежем воздухе в детском саду способствуют физическому и умственному развитию детей. Для этого на участке проводятся активные игры, эстафеты, соревнования. Это учит воспитанников работать в группе, быстро принимать решение и отвечать за свои действия. Развивающая и предметная среда на участке помогают развивать детей, увеличивают количество доступных игр, развлечений.
Что это такое?
Под развивающей средой понимается пространство, окружающее ребенка и способствующее его развитию. Это одно из условий психического развития ребенка. Она помогает детям знакомиться с окружающим миром, учит общаться со сверстниками и взрослыми, стимулирует воображение и фантазию.
Современные стандарты образования выдвигают на первый план задачи гуманизации, процесса воспитания и обучения, охраны здоровья детей. Их решение невозможно без правильно сформированной развивающей среды, которая окружает ребенка, помогает ему развивать личные качества.
Участок группы детского сада является частью развивающей среды. В его пределах осуществляется свободная игровая и двигательная деятельность. Это делает необходимым насыщение участка предметами, игровым и спортивным оборудованием.
Цели и задачи
Главной целью формирования развивающей среды на участке является создание условий для полноценного физического и интеллектуального развития детей в детском саду. Для достижения цели решаются следующие задачи:
- Зонирование участка, создание нескольких мест для игровой и обучающей деятельности детей.
- Создание условий для проведения активных игр, соревнований, эстафет.
- Придание участку эстетичности, окрашивание элементов в яркие оттенки, использование самодельных игрушек, цветов.
- Привлечение детей и родителей к украшению участка.
Основной задачей организаторов становится формирование безопасной, интересной среды, которая будет интересна детям разных возрастных групп.
Требования ФГОС
Согласно требованиям ФГОС, развивающая предметная среда на участке дожна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- создание условий лля детей-инвалидов, если осуществляется реализация инклюзивного образования;
- учёт национальных, культурных, климатических условий.
Организация игрового пространства на участке должна обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую деятельность;
- экспериментирование с различными материалами;
- двигательную активность, способствующую физическому развитию;
- эмоциональное благополучие детей;
- возможность самовыражения детей.
Всестороннее развитие детей – первостепенная задача образовательных учреждений. Для этого создаётся развивающая среда на участке, где в летнее время дети проводят много времени. Она должна получиться безопасной и интересной.
Принципы программы
В соответствии с требованиями ФГОС развивающая среда на участке должна формироваться с учётом следующих принципов:
- Насыщенность в зависимости от возраста воспитанников. Выбирать материалы и оборудование необходимо с учётом возрастных особенностей детей.
- Трансформируемость. Созданная развивающая среда должна иметь возможность меняться в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов детей.
- Полифункциональность. Большинство предметов среды должны быть полифункциональными, чтобы их можно было использовать в разных направлениях.
- Вариативность. Предполагает разнообразие видов деятельности, что позволяет детям самостоятельно выбирать развлечение.
- Доступность. Все предметы должны быть доступными для каждого ребенка, включая воспитанников с инвалидностью.
- Безопасность. Для оснащения участка используются безопасные, экологичные материалы.
Федеральный стандарт образования требует, чтобы дети развивались в насыщенной среде, а их права не ущемлялись.
Необходимое оборудование
В процессе формирования развивающей среды может быть использовано практически любое оборудование:
- турники, качели, кольца для мяча;
- кегли;
- полосы препятствия;
- игрушки для ролевых игр;
- тактильные дорожки и др.
Украшения и часть предметов для игр могут сделать родители воспитанников, что является отличным способом привлечения взрослых к созданию развивающей среды.
Прогулочные участки и зоны
У каждой группы в детских садах есть свой участок на улице. Это позволяет создать развивающую среду для конкретных детей. Поскольку дети быстро растут, нужно предусмотреть включение предметов и оборудования на каждый возрастной период.
Участок делится на несколько зон:
- активных игр;
- сюжетно-ролевых игр;
- уединения;
- работы с песком и водой;
- развивающая.
В каждой зоне устанавливается определенное оборудование.
Прогнозируемые результаты
Ожидаемый результат от развивающей среды – создание условий для обучения и развлечения детей на участке. Готовая среда должна обеспечивать физическое и интеллектуальное развитие воспитанников.
Заказать оборудование для реализации развивающей среды вы можете в компании «Доступная страна». Предлагаем широкий выбор инвентаря для оснащения участков в детских садах.
Еще на эту тему: