Развивающая образовательная среда школы
Одной из задач педагогов является создание правильной развивающей образовательной среды. Она должна способствовать воспитанию, обучению, физическому и интеллектуальному развитию детей. Предусматривается активно взаимодействие детей и педагогов, создание благоприятного для учебы интерьера, внедрение в работу детской группы оборудования, материалов для успешного закрепления изученного материала.
Что такое образовательная среда?
У понятия «развивающая образовательная детская среда» нет четкого определения. Трактовать его можно как совокупность условий, в которых происходит воспитание, обучение и развитие ребенка. Главной задачей педагогов становится формирование «правильной» среды.
Также образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, содержащаяся в социальном и пространственно-предметном окружении. Неверно определение, что развивающая среда – это только пространство. Пространство является частью образовательной среды, действует в совокупности с другими областями.
Основные теоретические модели образовательной среды
В детских садах и школах образовательная среда образуется по нескольким моделям, в зависимости от направления.
Эколого-личностная модель
Автор этой модели – В.А. Ясвин. Под термином «образовательная среда» он обозначил «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». По мнению автора эколого-личностная модель включает три компонента:
- пространственно-предметный – помещения для занятий, прилегающая территория;
- социальный – характер взаимоотношений учеников с учителями, родителями, администраторами, а также взаимоотношения взрослых между собой;
- психодидактический – методы обучения.
Коммуникативно-ориентированная модель
Разработана В.В. Рубцовым. Она основана на том, что ребенку для развития требуется участие в совместной деятельности с другими субъектами. Согласно данной модели, образовательная среда является формой коммуникативного взаимодействия, при которой между учащимися и педагогами, а также между учащимися образуются особые вилы общности, через которые передаются навыки, знания и умения.
Антрополого-психологическая модель
Эта модель образовательной среды предложена В.И. Слободчиковым. Она предполагает совместную деятельность субъектов образовательного процесса. Одним из важных параметров модели является насыщенность и структурированность среды. Внедрение этой модели предполагает соблюдение трех основных принципов: единообразие, разнообразие и вариативность.
Психодидактическая модель
Разработана коллективом авторов: В.П. Лебедевой, В.А. Орловым, В.А. Ясвиным и др. Эта модель предполагает индивидуальные образовательные траектории и возможность выбора в содержании, средствах и формах обучения. Авторы считают, что важно внедрять дистанционное обучение и цифровые технологии в образовательный процесс.
Экопсихологическая модель
Модель разработана Виктором Пановым на основе психодидактических и экопсихологических принципах. Главная идея создателя модели – психическое развитие человека в ходе образовательного процесса стоит рассматривать в контексте «человек-окружающая среда».
Типы образовательной среды
Существует 4 типа воспитывающей среды, охарактеризованных польским педагогом и гуманистом Янушом Корчаком. По его мнению, типы образовательной среды помогают узнать, как менялись взгляды на образование в течение нескольких десятилетий.
Догматическая среда
Догматическая среда относится к принудительным видам обучения. Ее главный признак – обучающий является пассивным потребителем, получающим определенную картину мира. Его формируют по заданному образцу, самостоятельность в догматической среде не приветствуется.
Среда безмятежного потребления
Эта среда показывает ценность материального и психологического благополучия, физического и ментального комфорта. Она не способствует формированию желаний и целей сохранить, продержаться, улучшить. Человек получает ровно то, что приносит ему удовлетворение, не стремясь к саморазвитию.
Среда внешнего лоска и карьеры
Эта образовательная среда воспринимается наиболее негативно. Автор утверждал, что при такой системе происходит эксплуатация чужих ценностей, отсутствуют достоинства, а есть только реклама.
Идейная или творческая среда
Самая лучшая система образования, позволяющая детям учиться самостоятельно, участвовать в выборе пути для карьеры. Идейная среда помогает сохранять личную свободу и находить выход из самых сложных ситуаций.
Создание образовательной среды
Для формирования образовательной среды чаще всего используется методика векторного моделирования образовательной среды. Она представляет собой систему координат из двух осей: «свобода – зависимость» и «активность – пассивность». Благодаря этой системе удается продиагностировать любое образовательное учреждение.
Какой должна быть образовательная среда?
Образовательная среда должна:
- обеспечивать чувство безопасности;
- давать время и пространство для групповой и самостоятельной работы;
- предоставлять возможность для разных типов усвоения информации.
В детских образовательных учреждениях, согласно требованиям обновленного ФГОС, среда формируется в зависимости от возраста детей и подлежит корректировке во время использования. Также готовая среда должна быть доступной всем детям.
Заказать оснащение образовательного учреждения вы можете в компании «Доступная страна» на индивидуальных условиях.
Еще на эту тему: