Top.Mail.Ru

Эколого-развивающая среда

19 сентября 2022

Одним из важных условий полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста является правильная организация эколого-развивающей среды. Это необходимо для получения экологического образования с целью сохранения природы, участия в ее защите и очищении. Прививая любовь к своей планете и природным ресурсам, педагоги помогают воспитанникам более осмысленно относиться к выбору и использованию продуктов, отдыху на природе и т.д. Эколого-предметно развивающая среда – это пространство, создание которого рекомендовано ФГОС в целях воспитания детей дошкольного возраста.

Что это такое?

Эколого-развивающая среда – это выделенное в группе пространство, где определенным образом сгруппированы природные объекты, которые можно использовать в педагогических целях. Процесс познавательного развития дошкольников является постоянным и непрерывным. На каждом возрастном этапе есть свои особенности:

  • В 2-3 года дети активно познают окружающий мир благодаря активному взаимодействию с предметами. Ребенок задействует тактильные ощущения, чтобы познакомиться с природными материалами, тщательно исследует каждый незнакомый предмет.
  • В 3-4 года дети уже имеют представление об окружающей среде, но пока не может их связать между собой. В этом возрасте закладывается эстетическое восприятие мира, совершенствуются ощущения и восприятия.
  • В 4 года ребенок активно задействует речь для познания. Дети в этом возрасте уже имеют способность воспринимать, анализировать и усваивать вербальную информацию.
  • В дошкольном возрасте начинается активная забота о природе. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию. Это позволяет более активно изучать окружающую среду.

Чтобы добиться ожидаемых результатов, при формировании развивающей среды требуется активное взаимодействие воспитанников и педагогов, а также желательно участие родителей.

Чему способствует?

Развивающая среда с уклоном на экологическое воспитание способствует:

  • познавательному развитию детей, возникновению любознательности, желания учиться и получать новые знания;
  • оздоровлению детей при включении в работу активных игр;
  • формированию экологически грамотного поведения;
  • формированию любви к природе и окружающей среде;
  • экологизации многих видов детской деятельности.

Помимо экологической направленности, развивающая среда направлена на развитие физических, интеллектуальных способностей. Дети учатся работать в группе и взаимодействовать со старшими.

Основные модели

Для формирования эколого-развивающей среды в детском саду применяются следующие модели:

  • Уголок природы. Сюда входят комнатные растения, природные материалы (камни, семена), календари наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, самодельный мини-сад. С этим уголком дети взаимодействуют постоянно, от педагогов требуется вовлечение воспитанников в процесс по уходу за растениями, ведение дневников.
  • Зона библиотеки. В этой части группы собраны книги, наборы картинок и другие печатные изделия на тему экологии, защиты природы.
  • Живой уголок. Его реализация возможна не во всех детских садах. Здесь содержатся рыбки, черепахи, попугаи, хомяки и другие некрупные животные. Близость к живому уголку учит детей правильно ухаживать за живностью, а также позволяет изучать поведение, особенности образа жизни животных.
  • Лаборатория. Включает материалы, оборудование, инвентарь для исследований: микроскоп, пробирки, стаканчики, природный материал для изучения.
  • Экологическая тропа. Организуется на улице, на территории детского сада. Включает огород и цветник, игровые площадки для организации экологических праздников, игр.

От педагогов требуется обеспечить активное взаимодействие детей с развивающей средой. По необходимости, воспитатели проходят соответствующее обучение.

Прогнозируемые результаты

Ожидаемым результатом от формирования эколого-развивающей среды является обеспечение детей необходимыми знаниями и навыками по сохранению природы. Каждый ребенок должен осознать, почему вредно выбрасывать мусор в реки и озера, что нельзя делать в лесу, как ухаживать за животными. При постоянном взаимодействии со всеми участками группы у детей наблюдается любовь к природе, которая закрепляется на всю жизнь.

Для создания экологического уголка в группе детского сада или школы обращайтесь в компанию «Доступная страна». У нас большой выбор оборудования для оснащения образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС.


Еще на эту тему: