Художественно-эстетическая развивающая среда
Эстетически художественная развивающая среда – это программа, реализация которой предусмотрена в рамках художественно-эстетического воспитания дошкольников. Для этого кабинеты и классы детского сада оформляются в определенном стиле, что позволяет прививать у детей любовь к искусству, закреплять нормы эстетики. Программа реализуется с соблюдением требований ФГОС.
Что это такое?
Художественно-эстетическая развивающая среда – это культурно-общественный феномен, стимулирующий развитие эстетической культуры, творческой мотивации субъектов общеобразовательных учреждений. Это пространство, окружающее ребенка, позволяющее ему быть творческим человеком, используя свой творческий потенциал. Специальные предметы помогают находить развлечение по душе, выплескивать накопившуюся энергию, а также стимулируют к саморазвитию, к поиску своего призвания.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у воспитанников любви к прекрасному, на обогащение его духовного мира, развитие восприятия, образных представлений.
Благодаря развивающей среде у детей оказывается возможность совместной работы в коллективе и с педагогами. Это помогает каждому ребенку получать знания и навыки в соответствии с возрастом и личными потребностями.
Характеристики предметного содержания
При выборе предметов для оснащения групп в детских садах ориентироваться следует на два основных правила:
- Предметная среда должна включать материалы для развития детей в разных, соответствующих его возрасту, видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, познавательной, исследовательской.
- Развивающая среда должна иметь несколько видов игрушек: сюжетные, театральные, конструктивные, технические, игры для подвижных игр.
Развивающая среда должна быть оснащена средствами воспитания и обучения.
Что касается художественной направленности, то среда должна быть трансформируемой, иметь возможность меняться в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей ребенка.
В чем заключается полифункциональность материалов?
Ещё один критерий выбора материалов – их полифункциональность. Она заключается в следующем:
- Есть возможность использовать несколькими способами.к таким предметам относятся ширмы, мягкие модули, конструкторы.
- В группе используются без привязки к определенному виду деятельности.
Группа должна быть поделена на функциональные зоны, в каждой из них осуществляется определенный вид деятельности. Это позволяет детям самостоятельно выбирать род занятий, играя в одиночку или в составе группы.
Что предполагает доступность среды?
Доступность развивающей среды предполагает:
- свободный доступ к помещениям, где осуществляется образовательный и воспитательный процесс для всех детей, включая воспитанников с инвалидностью;
- свободный доступ к игрушкам, материалам, книгам;
- исправность и сохранность оборудования;
- безопасность всех предметов и оборудования.
В рамках художественно-эстетического развития решается весь комплекс задач по творческому развитию. Этому способствует доступная образовательная среда, пользоваться которой имеет право каждый ребенок без исключения.
Методические рекомендации по проектированию
При создании художественно-эстетической развивающей среды необходимо учитывать следующее:
- среда должна выполнять развивающую, воспитательную, образовательную, коммуникативную функцию;
- среда должна вырабатывать в ребенке самостоятельность и самодеятельность;
- среда должна иметь гибкое, вариативное использование, чтобы каждый ребенок находил занятие по своему вкусу;
- дизайн и форма предметов должны быть ориентированы на безопасность детей;
- обязательно присутствие зоны для проведения экспериментов;
- помещение должно быть выполнено в спокойных, пастельных оттенках.
Развиваясь в художественно-эстетическом плане, ребенок учится ценить чужой труд, приобщается к искусству. Для этого нужно соответствующее оборудование и материалы, заказать которые вы можете в компании «Доступная страна» с доставкой по России.
Еще на эту тему: