Top.Mail.Ru

Ресурсный класс в общеобразовательной школе

13 апреля 2022

Для людей с инвалидностью в России создано инклюзивное образование. Оно подразумевает создание благоприятных условий для получения среднего и высшего образования наравне со здоровыми гражданами.

Если раньше инвалиды учиться могли только дома, а большинство из них и вовсе оставались необразованными, то сейчас у каждого ребенка с ОВЗ есть возможность получить любое образование. Возраст и физический (умственный) недостаток значения не имеют. Для этого создаются ресурсные классы, адаптированные под потребности детей с инвалидностью. Родителям и опекунам таких детей стоит знать, что такое ресурсный класс в обычной школе и для чего он нужен.

Что такое ресурсный класс?

Ресурсный класс – это специальная модель образования, предполагающая обучение детей с физическими или умственными отклонениями. Она внедряется в обычных общеобразовательных школах с целью объединения здоровых учеников с учениками, имеющими ОВЗ.

В большинстве случаев ресурсные классы открываются в школах по инициативе родителей «особенных детей». Они объединяются в специальные группы, а затем отправляют запрос в Департамент образования. Это ускоряет создание ресурсных классов, а детям дает возможность ходить в обычную, а не коррекционную школу.

Как устроены?

При обустройстве ресурсных классов в общеобразовательных школах учитываются индивидуальные потребности детей с различными нозологиями. Для этого создается безопасная, комфортная среда, включающая:

  • специальное оборудование для свободного перемещения по школе;
  • применение дидактических материалов, сенсорного оборудования, специальных устройств для лучшего понимания учебного материала;
  • установку приборов для глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих детей;
  • работу с педагогическим составом, направленную на обучение общению с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Чтобы класс назывался ресурсным, помещение должно разделять на несколько зон (также возможно обустройство отдельных кабинетов):

  • рабочее место педагога;
  • зона для индивидуальных занятий;
  • зона для групповых занятий;
  • комната для расслабления (сенсорная комната);
  • игровая комната.

Главным отличием таких классов от классических кабинетов является обустройство в соответствии с государственной программой «Доступная среда». Она подразумевает специальное техническое оснащение классов для удобства обучения, общения, перемещения.

Подходы и методы

Основное требование к организации ресурсного класса – присутствие в одной группе не более 8 детей. Обучающие длятся на группы в зависимости от уровня развития и типа нозологий. При этом возможно присутствие в одной группе детей с разными отклонениями. Например, ребенок на инвалидной коляске может обучаться в одной группе с глухими детьми при условии, что для них информация транслируется через сурдопереводчика или информационное табло.

При сложных нозологиях, например, ДЦП, требуется индивидуальная работа с каждым ребенком. Но и в этом случае возможно создание группы, если участие принимают минимум 2 педагога.

Для обучения в общеобразовательной школе детей со сложными нозологиями организуются группы совместного пребывания с родителями.

Роль тьютора

При индивидуальной системе обучения важно присутствие тьютора – специалиста, который сопровождает учебную деятельность «особенных» детей, помогает им войти в школьную среду. Он отвечает за правильную организацию учебного процесса, создание доступной среды.

Функции тьютора:

  • помощь в зачислении в школу, в подготовке документов для поступления;
  • организация рабочего места в классе и места отдыха в классе;
  • адаптация общественных мест и прилегающей территории в соответствии с требованиями законодательства для создания безопасной среды;
  • обеспечение особого школьного режима, при котором ребенок с инвалидностью будет получать полноценное образование, но не уставать;
  • помощь в принятии «особенного» одноклассника, проведение бесед с другими детьми;
  • поддержка ученика с инвалидностью освоиться в новой среде, не испытывая психологический дискомфорт;
  • наблюдение за учениками с инвалидностью.

Присутствие тьютора в школах, где функционируют ресурсные классы, обязательно. Это важный для детей с инвалидностью специалист, благодаря которому обучающиеся имеют возможность на получение классического образования.

Компания «Доступная страна» предлагает комплексное техническое оснащение ресурсных классов. Поставляем современное оборудование во все школы России.