Ресурсный класс в общеобразовательной школе
Для людей с инвалидностью в России создано инклюзивное образование. Оно подразумевает создание благоприятных условий для получения среднего и высшего образования наравне со здоровыми гражданами.
Если раньше инвалиды учиться могли только дома, а большинство из них и вовсе оставались необразованными, то сейчас у каждого ребенка с ОВЗ есть возможность получить любое образование. Возраст и физический (умственный) недостаток значения не имеют. Для этого создаются ресурсные классы, адаптированные под потребности детей с инвалидностью. Родителям и опекунам таких детей стоит знать, что такое ресурсный класс в обычной школе и для чего он нужен.
Что такое ресурсный класс?
Ресурсный класс – это специальная модель образования, предполагающая обучение детей с физическими или умственными отклонениями. Она внедряется в обычных общеобразовательных школах с целью объединения здоровых учеников с учениками, имеющими ОВЗ.
В большинстве случаев ресурсные классы открываются в школах по инициативе родителей «особенных детей». Они объединяются в специальные группы, а затем отправляют запрос в Департамент образования. Это ускоряет создание ресурсных классов, а детям дает возможность ходить в обычную, а не коррекционную школу.
Как устроены?
При обустройстве ресурсных классов в общеобразовательных школах учитываются индивидуальные потребности детей с различными нозологиями. Для этого создается безопасная, комфортная среда, включающая:
- специальное оборудование для свободного перемещения по школе;
- применение дидактических материалов, сенсорного оборудования, специальных устройств для лучшего понимания учебного материала;
- установку приборов для глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих детей;
- работу с педагогическим составом, направленную на обучение общению с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Чтобы класс назывался ресурсным, помещение должно разделять на несколько зон (также возможно обустройство отдельных кабинетов):
- рабочее место педагога;
- зона для индивидуальных занятий;
- зона для групповых занятий;
- комната для расслабления (сенсорная комната);
- игровая комната.
Главным отличием таких классов от классических кабинетов является обустройство в соответствии с государственной программой «Доступная среда». Она подразумевает специальное техническое оснащение классов для удобства обучения, общения, перемещения.
Подходы и методы
Основное требование к организации ресурсного класса – присутствие в одной группе не более 8 детей. Обучающие длятся на группы в зависимости от уровня развития и типа нозологий. При этом возможно присутствие в одной группе детей с разными отклонениями. Например, ребенок на инвалидной коляске может обучаться в одной группе с глухими детьми при условии, что для них информация транслируется через сурдопереводчика или информационное табло.
При сложных нозологиях, например, ДЦП, требуется индивидуальная работа с каждым ребенком. Но и в этом случае возможно создание группы, если участие принимают минимум 2 педагога.
Для обучения в общеобразовательной школе детей со сложными нозологиями организуются группы совместного пребывания с родителями.
Роль тьютора
При индивидуальной системе обучения важно присутствие тьютора – специалиста, который сопровождает учебную деятельность «особенных» детей, помогает им войти в школьную среду. Он отвечает за правильную организацию учебного процесса, создание доступной среды.
Функции тьютора:
- помощь в зачислении в школу, в подготовке документов для поступления;
- организация рабочего места в классе и места отдыха в классе;
- адаптация общественных мест и прилегающей территории в соответствии с требованиями законодательства для создания безопасной среды;
- обеспечение особого школьного режима, при котором ребенок с инвалидностью будет получать полноценное образование, но не уставать;
- помощь в принятии «особенного» одноклассника, проведение бесед с другими детьми;
- поддержка ученика с инвалидностью освоиться в новой среде, не испытывая психологический дискомфорт;
- наблюдение за учениками с инвалидностью.
Присутствие тьютора в школах, где функционируют ресурсные классы, обязательно. Это важный для детей с инвалидностью специалист, благодаря которому обучающиеся имеют возможность на получение классического образования.
Компания «Доступная страна» предлагает комплексное техническое оснащение ресурсных классов. Поставляем современное оборудование во все школы России.