Top.Mail.Ru

Ресурсный класс в общеобразовательной школе

13 апреля 2022

Для людей с инвалидностью в России создано инклюзивное образование. Оно подразумевает создание благоприятных условий для получения среднего и высшего образования наравне со здоровыми гражданами.

Если раньше инвалиды учиться могли только дома, а большинство из них и вовсе оставались необразованными, то сейчас у каждого ребенка с ОВЗ есть возможность получить любое образование. Возраст и физический (умственный) недостаток значения не имеют. Для этого создаются ресурсные классы, адаптированные под потребности детей с инвалидностью. Родителям и опекунам таких детей стоит знать, что такое ресурсный класс в обычной школе и для чего он нужен.

Что такое ресурсный класс?

Ресурсный класс – это специальная модель образования, предполагающая обучение детей с физическими или умственными отклонениями. Она внедряется в обычных общеобразовательных школах с целью объединения здоровых учеников с учениками, имеющими ОВЗ.

В большинстве случаев ресурсные классы открываются в школах по инициативе родителей «особенных детей». Они объединяются в специальные группы, а затем отправляют запрос в Департамент образования. Это ускоряет создание ресурсных классов, а детям дает возможность ходить в обычную, а не коррекционную школу.

Как устроены?

При обустройстве ресурсных классов в общеобразовательных школах учитываются индивидуальные потребности детей с различными нозологиями. Для этого создается безопасная, комфортная среда, включающая:

  • специальное оборудование для свободного перемещения по школе;
  • применение дидактических материалов, сенсорного оборудования, специальных устройств для лучшего понимания учебного материала;
  • установку приборов для глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих детей;
  • работу с педагогическим составом, направленную на обучение общению с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Чтобы класс назывался ресурсным, помещение должно разделять на несколько зон (также возможно обустройство отдельных кабинетов):

  • рабочее место педагога;
  • зона для индивидуальных занятий;
  • зона для групповых занятий;
  • комната для расслабления (сенсорная комната);
  • игровая комната.

Главным отличием таких классов от классических кабинетов является обустройство в соответствии с государственной программой «Доступная среда». Она подразумевает специальное техническое оснащение классов для удобства обучения, общения, перемещения.

Подходы и методы

Основное требование к организации ресурсного класса – присутствие в одной группе не более 8 детей. Обучающие длятся на группы в зависимости от уровня развития и типа нозологий. При этом возможно присутствие в одной группе детей с разными отклонениями. Например, ребенок на инвалидной коляске может обучаться в одной группе с глухими детьми при условии, что для них информация транслируется через сурдопереводчика или информационное табло.

При сложных нозологиях, например, ДЦП, требуется индивидуальная работа с каждым ребенком. Но и в этом случае возможно создание группы, если участие принимают минимум 2 педагога.

Для обучения в общеобразовательной школе детей со сложными нозологиями организуются группы совместного пребывания с родителями.

Роль тьютора

При индивидуальной системе обучения важно присутствие тьютора – специалиста, который сопровождает учебную деятельность «особенных» детей, помогает им войти в школьную среду. Он отвечает за правильную организацию учебного процесса, создание доступной среды.

Функции тьютора:

  • помощь в зачислении в школу, в подготовке документов для поступления;
  • организация рабочего места в классе и места отдыха в классе;
  • адаптация общественных мест и прилегающей территории в соответствии с требованиями законодательства для создания безопасной среды;
  • обеспечение особого школьного режима, при котором ребенок с инвалидностью будет получать полноценное образование, но не уставать;
  • помощь в принятии «особенного» одноклассника, проведение бесед с другими детьми;
  • поддержка ученика с инвалидностью освоиться в новой среде, не испытывая психологический дискомфорт;
  • наблюдение за учениками с инвалидностью.

Присутствие тьютора в школах, где функционируют ресурсные классы, обязательно. Это важный для детей с инвалидностью специалист, благодаря которому обучающиеся имеют возможность на получение классического образования.

Компания «Доступная страна» предлагает комплексное техническое оснащение ресурсных классов. Поставляем современное оборудование во все школы России.


Еще на эту тему: