Top.Mail.Ru

Принципы построения развивающей среды

31 октября 2022

Развивающая среда – это пространство, окружающее ребенка. В детских садах обустройство группы должно проводиться в соответствии с требованиями ФГОС. Этот федеральный стандарт содержит список принципов, на основе которых проводится формирование развивающей среды.

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

При формировании РППС педагоги должны ориентироваться на следующие принципы построения детской развивающей среды:

  • Принцип дистанции. При взаимодействии с педагогом ребенок не должен принимать положение ниже уровня глаз взрослого. Это способствуют развитию страхов перед воспитателем, занижает самооценку. Эффект приближенности к педагогу обеспечивается благодаря разновозрастной мебели. Она позволяет детям «подниматься» до уровня педагога, а воспитателю «опускаться» до уровня ребенка. При взаимодействии «глаза в глаза» повышается эффективность совместной работы.
  • Принцип активности, самостоятельности, творчества. Развивающая среда должна предоставлять возможность проявлять свои творческие способности взрослым и детям посредством создания своего предметного окружения. В детском саду должны создаваться условия для развития познавательных интересов ребенка, его чувств, волевых качеств и эмоций.
  • Принцип стабильности и динамичности. Предусматривает возможность изменения развивающей среды в зависимости от меняющихся интересов детей, их возрастных особенностей. Важно, чтобы у детей была возможность менять окружающую среду вместе со своими вкусами и настроениями.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Позволяет детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Для этого создается несколько зон, каждая оснащается тематическими предметами.
  • Принцип эмоциогенности. РППС должна вызывать у детей положительный эмоциональный отклик, давать стимул к продолжению занятий.
  • Принцип сочетания классических и неординарных предметов. При организации развивающей среды особое внимание уделяется визуальному оформлению, в котором нудно совмещать разные виды предметов.
  • Принцип открытости. Проявляется этот принцип в нескольких аспектах: открытость природе, подразумевающая ежедневная трудовая деятельность, наблюдение за природой; открытость своего «Я» подразумевает вывешивание рисунков, выполненных детьми, а также фотографий на доску; открытость обществу, подразумевающая участие взрослых в формировании РППС.
  • Принцип учета половых и возрастных различий детей. Работать с детьми педагоги должны с учетом их половой принадлежности, предлагая игры в соответствии с гендерными отличиями. Аналогично с возрастом – для каждой возрастной категории подбираются подходящие игры и занятия.

Типичные ошибки в организации РППС

При формировании предметной среды часто допускаются следующие ошибки:

  • Мебель расставляется по школьному принципу, как парты в классах.
  • Нерациональное структурирование группового пространства.
  • Неэстетичный подбор мебели.
  • Применение громоздкой мебели.
  • Отсутствие необходимого объема игрушек по гендерному различию (много игрушек для девочек, но мало – для мальчиков или наоборот).

Если развивающая среда сформирована правильно, то она поможет в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой, применяемой в детском саду.