Принципы построения развивающей среды
31 октября 2022
Развивающая среда – это пространство, окружающее ребенка. В детских садах обустройство группы должно проводиться в соответствии с требованиями ФГОС. Этот федеральный стандарт содержит список принципов, на основе которых проводится формирование развивающей среды.
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)
При формировании РППС педагоги должны ориентироваться на следующие принципы построения детской развивающей среды:
- Принцип дистанции. При взаимодействии с педагогом ребенок не должен принимать положение ниже уровня глаз взрослого. Это способствуют развитию страхов перед воспитателем, занижает самооценку. Эффект приближенности к педагогу обеспечивается благодаря разновозрастной мебели. Она позволяет детям «подниматься» до уровня педагога, а воспитателю «опускаться» до уровня ребенка. При взаимодействии «глаза в глаза» повышается эффективность совместной работы.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества. Развивающая среда должна предоставлять возможность проявлять свои творческие способности взрослым и детям посредством создания своего предметного окружения. В детском саду должны создаваться условия для развития познавательных интересов ребенка, его чувств, волевых качеств и эмоций.
- Принцип стабильности и динамичности. Предусматривает возможность изменения развивающей среды в зависимости от меняющихся интересов детей, их возрастных особенностей. Важно, чтобы у детей была возможность менять окружающую среду вместе со своими вкусами и настроениями.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Позволяет детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Для этого создается несколько зон, каждая оснащается тематическими предметами.
- Принцип эмоциогенности. РППС должна вызывать у детей положительный эмоциональный отклик, давать стимул к продолжению занятий.
- Принцип сочетания классических и неординарных предметов. При организации развивающей среды особое внимание уделяется визуальному оформлению, в котором нудно совмещать разные виды предметов.
- Принцип открытости. Проявляется этот принцип в нескольких аспектах: открытость природе, подразумевающая ежедневная трудовая деятельность, наблюдение за природой; открытость своего «Я» подразумевает вывешивание рисунков, выполненных детьми, а также фотографий на доску; открытость обществу, подразумевающая участие взрослых в формировании РППС.
- Принцип учета половых и возрастных различий детей. Работать с детьми педагоги должны с учетом их половой принадлежности, предлагая игры в соответствии с гендерными отличиями. Аналогично с возрастом – для каждой возрастной категории подбираются подходящие игры и занятия.
Типичные ошибки в организации РППС
При формировании предметной среды часто допускаются следующие ошибки:
- Мебель расставляется по школьному принципу, как парты в классах.
- Нерациональное структурирование группового пространства.
- Неэстетичный подбор мебели.
- Применение громоздкой мебели.
- Отсутствие необходимого объема игрушек по гендерному различию (много игрушек для девочек, но мало – для мальчиков или наоборот).
Если развивающая среда сформирована правильно, то она поможет в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой, применяемой в детском саду.
Еще на эту тему:
Все статьи блога
Реабилитация и абилитация
Жилые модули
Архив вебинаров по теме Доступная среда
Парковка для инвалидов
Доступная среда
Входная группа
Тактильные указатели
Внутренние пространства
Санузел для инвалидов
Места оказания услуг
Паспортизация объектов
Проектирование Доступной среды
Организационная доступность
Пункты проката
Школы ухода
Оснащение кабинета логопеда
Оснащение кабинета психолога
Оснащение сенсорных комнат
Инклюзивное оборудование для учебного процесса
Современная школа
Модельные библиотеки