Top.Mail.Ru

Развивающая среда для детей с ОВЗ

31 октября 2022

В современной системе образовании есть важная цель – сделать образование доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого в обычных детских садах устанавливаются пандусы, специальные устройства для усиления звука, тактильные таблички и т.д. Предметно-развивающая среда для детей с хроническими ОВЗ формируется в соответствии с требованиями ФГОС и особенностями состояния воспитанников.

Проблема увеличения детей с ОВЗ

Ежегодно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Для нормально развивающихся детей дошкольное учреждение становится местом общения со сверстниками, интересного проведения времени. Семьи, где воспитываются дети-инвалиды, нуждаются в помощи специальных детских садов, где особенный ребенок будет полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, учиться справляться со своими недостатками. Для этого в обычных садах создаются особые условия для детей с ОВЗ. Они зависят от группы, в которую входит ребенок:

  • глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;
  • слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержанным психическим развитием;
  • с аутизмом;
  • с нарушением интеллекта;
  • с множественными нарушениями развития.

Возможно формирование смешанных групп, в которых будут заниматься дети с разными нарушениями.

Состав среды

Для обучения и получения навыков в детском саду формируется макро и микросреда. Макросреда включает:

  • физкультурный зал;
  • музыкальный зал;
  • кабинеты специалистов: дефектола, психолога, логопеда;
  • сенсорный уголок.

Микросреда представляет собой центры занятий в групповых помещениях. К ним относятся уголки:

  • по социально-коммуникативному развитию;
  • образовательной направленности;
  • для речевого развития;
  • для физического развития;
  • по художественно-эстетическому развитию.

Микросреда обеспечивает разнообразие занятий для воспитанников детского сада, формирует основные навыки и способности.

Основные направления и задачи

Развивающая среда имеет несколько основных направлений:

  • Познавательное развитие. Основными задачами является развитие любознательности, представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности.
  • Физическое развитие. Основными задачами является достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, координации движений, а также коррекция здоровья посредством использования специальных методов и средств.
  • Речевое развитие. Основными задачами является формирование основы речевой языковой культуры, приобщение детей к культуре чтения художественной литературы, развитие речевого дыхания, развитие связной речи и мелкой моторики.

Программа разрабатывается с учетом нарушения у детей конкретной группы.

Оценка эффективности и качества развивающей среды

Качественная развивающая среда для детей с ОВЗ имеет следующие характеристики:

  • Соответствие возрасту и клинико-психологическим особенностям детей с ОВЗ.
  • Отражение в среде особенностей реализуемой программы образования.
  • Отражение тематики и содержания НОД.
  • Наличие уголков уединения.
  • Наличие современных сюжетно-ролевых игр.
  • Учет гендерных различий детей в формировании среды.
  • Безопасность мебели и предметов для детей с ограниченными возможностями.
  • Наличие индивидуального авторского пространства, где размещаются творческие работы, грамоты и т.д.
  • Эстетичность всех предметов и мебели.

Для формирования развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС обращайтесь в нашу компанию. Мы предлагаем качественное современное оборудование для детских садов и школ.