Развивающая среда для детей с ОВЗ
В современной системе образовании есть важная цель – сделать образование доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого в обычных детских садах устанавливаются пандусы, специальные устройства для усиления звука, тактильные таблички и т.д. Предметно-развивающая среда для детей с хроническими ОВЗ формируется в соответствии с требованиями ФГОС и особенностями состояния воспитанников.
Проблема увеличения детей с ОВЗ
Ежегодно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Для нормально развивающихся детей дошкольное учреждение становится местом общения со сверстниками, интересного проведения времени. Семьи, где воспитываются дети-инвалиды, нуждаются в помощи специальных детских садов, где особенный ребенок будет полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, учиться справляться со своими недостатками. Для этого в обычных садах создаются особые условия для детей с ОВЗ. Они зависят от группы, в которую входит ребенок:
- глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;
- слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержанным психическим развитием;
- с аутизмом;
- с нарушением интеллекта;
- с множественными нарушениями развития.
Возможно формирование смешанных групп, в которых будут заниматься дети с разными нарушениями.
Состав среды
Для обучения и получения навыков в детском саду формируется макро и микросреда. Макросреда включает:
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- кабинеты специалистов: дефектола, психолога, логопеда;
- сенсорный уголок.
Микросреда представляет собой центры занятий в групповых помещениях. К ним относятся уголки:
- по социально-коммуникативному развитию;
- образовательной направленности;
- для речевого развития;
- для физического развития;
- по художественно-эстетическому развитию.
Микросреда обеспечивает разнообразие занятий для воспитанников детского сада, формирует основные навыки и способности.
Основные направления и задачи
Развивающая среда имеет несколько основных направлений:
- Познавательное развитие. Основными задачами является развитие любознательности, представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности.
- Физическое развитие. Основными задачами является достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, координации движений, а также коррекция здоровья посредством использования специальных методов и средств.
- Речевое развитие. Основными задачами является формирование основы речевой языковой культуры, приобщение детей к культуре чтения художественной литературы, развитие речевого дыхания, развитие связной речи и мелкой моторики.
Программа разрабатывается с учетом нарушения у детей конкретной группы.
Оценка эффективности и качества развивающей среды
Качественная развивающая среда для детей с ОВЗ имеет следующие характеристики:
- Соответствие возрасту и клинико-психологическим особенностям детей с ОВЗ.
- Отражение в среде особенностей реализуемой программы образования.
- Отражение тематики и содержания НОД.
- Наличие уголков уединения.
- Наличие современных сюжетно-ролевых игр.
- Учет гендерных различий детей в формировании среды.
- Безопасность мебели и предметов для детей с ограниченными возможностями.
- Наличие индивидуального авторского пространства, где размещаются творческие работы, грамоты и т.д.
- Эстетичность всех предметов и мебели.
Для формирования развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС обращайтесь в нашу компанию. Мы предлагаем качественное современное оборудование для детских садов и школ.
Еще на эту тему: