Предметно-развивающая среда, относящаяся к арт-терапии
В качестве одного из методов психологического воздействия на детей используется арт-терапия. Она развивает мелкую моторику, успокаивает, помогает настроиться на дальнейшую работу. Предметно-развивающая среда, относящаяся к методике арттерапии, может использоваться в образовательной программе, рассчитанной на детей с ОВЗ.
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
Арт-терапия – это метод психологической работы, использующий возможности искусства для получения положительной динамики в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей. Методика помогает детям выражать свои чувства и эмоции через рисование, музыку, движения. В процессе деятельности создается расслабляющая, доверительная, теплая атмосфера, располагающая к продуктивной работе. Важны эти моменты, прежде всего, детям с ОВЗ, которые в силу имеющихся ограничений не всегда могут выражать свои чувства другими способами.
Использование арт-терапии направлено на достижение положительных результатов:
- Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему социально приемлемые, допустимые формы.
- Облегчает коммуникацию для стеснительных, замкнутых, слабоориентированных на общение детей.
- Дает возможность общаться невербально, помогает преодолеть коммуникативные и психологические барьеры.
- Формирует благоприятные условия для развития способности к саморегуляции и произвольности.
- Помогает ребенку лучше осознавать свои чувства, переживания, эмоциональное состояние и реакции.
- Повышает личностную ценность, помогает увеличивать уверенность в себе.
Главной целью применения арт-терапии является работа с собой, а не с предметами искусства. Через рисунки, музыку и различные материалы ребенок общается, передает свои чувства и эмоции, учится доверять окружающим и работать в команде с другими детьми и взрослыми.
Интерпретация арт-терапии
Работа с арт-терапией как метода оценки и коррекции психологического состояния детей с ОВЗ подразумевает наличие умений интерпретации результатов терапии. На что должен обращать внимание педагог:
- На каждую деталь в процессе рисования или лепки: сочетаемость цветов, форм, линий.
- На мировоззрение ребенка, его способность фантазировать и переносить свои мысли в творчество.
- На телесные ощущения – как ребенок себя ведет во время работы, о чем говорит тело.
- На ощущения, эмоции, чувства, возникающие во время арт-терапии.
- На творческий потенциал – важно показать ребенку, что у него есть способность к творческой деятельности, если он действительно ей обладает.
В арт-терапии нет критериев для оценки правильного или неправильного рисования. От педагогов требуется научить выражать свои эмоции и чувства через краски и карандаши.
Методы арт-терапии
Наиболее распространены следующие методы арт-терапевтического процесса:
- изотерапия – рисование карандашами, красками, пальчиковыми красками;
- цветотерапия – используется воздействие цветовой гаммы;
- сказкотерапия – чтение сказок, сочинение собственных историй с ребенком в главных ролях;
- песочная терапия;
- игротерапия;
- терапия водой;
- драматерапия – обыгрывание негативных ситуаций с помощью театральных постановок;
- танцевально-двигательная терапия;
- куклотерапия – использование пальчиковых кукол;
- фототерапия – фотографирование объектов;
- МАК-терапия – психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.
Совместная работа ребенка и педагога дает отличные результаты. Такая терапия нормализует психологическое состояние детей с ОВЗ, помогает адаптироваться в детском саду. Заказать оборудование для формирования развивающей среды вы можете в нашей компании с доставкой по России.
Еще на эту тему: