Top.Mail.Ru

Предметно-развивающая среда, относящаяся к арт-терапии

30 октября 2022

В качестве одного из методов психологического воздействия на детей используется арт-терапия. Она развивает мелкую моторику, успокаивает, помогает настроиться на дальнейшую работу. Предметно-развивающая среда, относящаяся к методике арттерапии, может использоваться в образовательной программе, рассчитанной на детей с ОВЗ.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

Арт-терапия – это метод психологической работы, использующий возможности искусства для получения положительной динамики в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии детей. Методика помогает детям выражать свои чувства и эмоции через рисование, музыку, движения. В процессе деятельности создается расслабляющая, доверительная, теплая атмосфера, располагающая к продуктивной работе. Важны эти моменты, прежде всего, детям с ОВЗ, которые в силу имеющихся ограничений не всегда могут выражать свои чувства другими способами.

Использование арт-терапии направлено на достижение положительных результатов:

  • Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему социально приемлемые, допустимые формы.
  • Облегчает коммуникацию для стеснительных, замкнутых, слабоориентированных на общение детей.
  • Дает возможность общаться невербально, помогает преодолеть коммуникативные и психологические барьеры.
  • Формирует благоприятные условия для развития способности к саморегуляции и произвольности.
  • Помогает ребенку лучше осознавать свои чувства, переживания, эмоциональное состояние и реакции.
  • Повышает личностную ценность, помогает увеличивать уверенность в себе.

Главной целью применения арт-терапии является работа с собой, а не с предметами искусства. Через рисунки, музыку и различные материалы ребенок общается, передает свои чувства и эмоции, учится доверять окружающим и работать в команде с другими детьми и взрослыми.

Интерпретация арт-терапии

Работа с арт-терапией как метода оценки и коррекции психологического состояния детей с ОВЗ подразумевает наличие умений интерпретации результатов терапии. На что должен обращать внимание педагог:

  • На каждую деталь в процессе рисования или лепки: сочетаемость цветов, форм, линий.
  • На мировоззрение ребенка, его способность фантазировать и переносить свои мысли в творчество.
  • На телесные ощущения – как ребенок себя ведет во время работы, о чем говорит тело.
  • На ощущения, эмоции, чувства, возникающие во время арт-терапии.
  • На творческий потенциал – важно показать ребенку, что у него есть способность к творческой деятельности, если он действительно ей обладает.

В арт-терапии нет критериев для оценки правильного или неправильного рисования. От педагогов требуется научить выражать свои эмоции и чувства через краски и карандаши.

Методы арт-терапии

Наиболее распространены следующие методы арт-терапевтического процесса:

  • изотерапия – рисование карандашами, красками, пальчиковыми красками;
  • цветотерапия – используется воздействие цветовой гаммы;
  • сказкотерапия – чтение сказок, сочинение собственных историй с ребенком в главных ролях;
  • песочная терапия;
  • игротерапия;
  • терапия водой;
  • драматерапия – обыгрывание негативных ситуаций с помощью театральных постановок;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • куклотерапия – использование пальчиковых кукол;
  • фототерапия – фотографирование объектов;

  • МАК-терапия – психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Совместная работа ребенка и педагога дает отличные результаты. Такая терапия нормализует психологическое состояние детей с ОВЗ, помогает адаптироваться в детском саду. Заказать оборудование для формирования развивающей среды вы можете в нашей компании с доставкой по России.