Развивающая музыкальная среда
Воспитание детей дошкольного возраста происходит в деятельности, поэтому в дошкольных учреждениях важно создавать предметно-развивающую среду. Она направлено на то, чтобы предоставить ребенку игры и материалы, способствующие его интеллектуальному, физическому и творческому развитию. Особое значение имеет музыкально-предметная детская развивающая среда, целью которой является эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Что это такое?
Развивающая музыкальная среда – это окружающее ребенка пространство, наполненное предметами для художественно-эстетического развития. Она может быть сформирована в музыкальном зале или группе, если такой возможности нет.
Требования к проектированию развивающей музыкальной среды:
- Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития.
- Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, содержать как известные ребенку компоненты, так и новые, требующие дополнительного исследования.
- Музыкальная среда должна быть ориентирована на пройденный материал, индивидуальные и возрастные возможности детей.
- Важно соблюдение общих требований к развивающей среде, чтобы обстановка была разнообразной, гибкой, безопасной.
Главной целью формирования музыкальной развивающей среды является гармоничное развитие и саморазвитие детей в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные принципы
В создании музыкальной среды используются следующие принципы:
- Принцип актуальности разработки среды, предполагающий ее ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей.
- Принцип контролируемости, ориентирующий педагогов на разработку развивающей среды, позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.
- Принцип системности, определяющий целостность развивающей среды, гармонизацию стратегических приоритетов детских садов.
- Принцип функциональности, определяющий, что в помещении музыкального зала должны находиться только те материалы, которые имеют важную функцию.
- Принцип активности и самостоятельности, предоставляющий детям возможность проявлять и формировать навыки по самостоятельной работе.
- Принцип стабильности, предусматривающий создание условий для изменения развивающей среды в зависимости от меняющихся вкусов, интересов.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий формировать в одной группе несколько отдельных зон с разными видами деятельности.
- Принцип эстетичности, определяющий, что сочетание привычных и неординарных элементов дает хороший результат.
Перечисленные принципы разработаны для развивающей среды в целом, но подходят и конкретно для музыкального зала.
Содержание среды
Музыкальная развивающая среда формируется по двум блокам: музыкальный центр и творческий центр. Музыкальный центр оборудуется музыкальными инструментами и игрушками, техническими средствами, музыкально-дидактическими играми, наборами картинок с изображением инструментов. Из технических средств используется магнитофон, набор компакт-дисков.
Творческий центр оснащается материалами для театрализованных представлений и спектаклей. В нем размещаются пальчиковые, настольные, стендовые и другие виды театров. Также творческий центр оснащается атрибутами и реквизитом для обыгрывания сценок.
Планируемые результаты
Формирование развивающей музыкальной среды позволяет:
- обеспечить совместную деятельность детей и взрослых;
- обеспечить индивидуальную и групповую творческую деятельность детей;
- предоставить и закрепить знания о театре, музыке;
- приобщить детей к искусству театра;
- развить у детей творческие способности;
- улучшить мелкую моторику;
- развить фантазию, интеллект и память.
Для создания развивающей среды в детском саде обращайтесь в компанию «Доступная страна». Предлагаем большой выбор оборудования и инвентаря для оснащения групп и музыкальных залов.
Еще на эту тему: