Коррекционно-развивающая образовательная среда
При некоторых заболеваниях и нарушениях дети нуждаются в особом отношении, в том числе, в стенах детского сада. Для этого формируется коррекционно-развивающая образовательная детская среда, обеспечивающая условия для полноценного развития воспитанников. Она должна быть сформирована в соответствии с требованиями ФГОС, быть разнообразной, безопасной, многофункциональной.
Что это?
Развивающая среда – это совокупность социальных и природных факторов, предметов и взаимоотношений с окружающими. Это атмосфера, созданная с целью развития, обучения воспитанников в условиях детского сада. Развивающая среда включает комплекс различных материалов, пособий, игрушек, мебели и оборудования, которые задействуются в процессе воспитания и обучения.
Коррекционно-развивающая среда отличается тем, что делает акцент на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Она предназначена для получения навыков, в том числе, по коммуникации детьми с физическими или психическими недостатками.
Компоненты и принципы построения
У развивающей среды выделяют несколько компонентов:
- Социальный. Он подразумевает взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями, преобладающее позитивное настроение и мышление, авторитетность руководителей.
- Пространственно-предметный. Среда должна быть гетерогенной и сложной, состоящей из нескольких элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности детей. Также среда должна быть достаточно связной, позволяющей детям быстро переходить от одного вида деятельности к другому, гибкой и управляемой со стороны взрослых и детей.
- Психодидактический. Важно, чтобы среда имела оптимальные организации системы связей между собой.
В соответствии с требованиями ФГОС, развивающая среда должна формироваться с учётом следующих принципов:
- Принцип дистанции позиции между взрослыми и детьми, заключающийся в том, что воспитанники и педагоги должны общаться на одном уровне.
- Принцип активности позволяет взрослым и детям работать вместе, что делает занятия более эффективными.
- Принцип стабильности и динамичности ориентирован на возможные изменения, которые могут происходить у взрослых детей, изменении интересов.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования позволяет детям в одной группе заниматься разными видами деятельности, не пересекаясь друг с другом.
- Принцип эстетичности используемых материалов.
- Принцип гендерных и возрастных различий.
- Принцип свободы выбора игры и сюжета, позволяющий детям выбирать занятие по своему вкусу.
Развивающая среда должна быть доступной, вариативной и безопасной для воспитанников, включая детей с ОВЗ.
Содержание среды в кабинете
Согласно многочисленным исследованиям, на развитие дошкольников оказывает влияние окружающая среда. При наличии ограниченных возможностей здоровья коррекционно-развивающая среда становится одним из наиболее важных методов полноценного развития. С этой целью в дошкольных учреждениях формируется макро и микросреда.
Макросреда в ДОУ представлена спортивным и музыкальным залом, кабинетом психолога, логопеда и дефектолога. Здесь важно наличие предметов, помогающих педагогу работать с детьми, что особенно важно при проблемах с речью.
Микросреда представлена мебелью, игрушками и предметами, которые составляют функциональные зоны в группе. Это направление развивающей среды используется детьми ежедневно, в процессе реализации образовательной программы.
Ключевые задачи при коррекционно-развивающей работе
В работе с детьми по коррекционно-развивающей программе особое внимание уделяется следующим задачам:
- психолого-педагогическое изучение личности ребенка;
- преодоление социально-педагогической запущенности, коррекция недопустимых методов воспитания;
- определение неблагоприятных факторов, влияющих на развитие ребенка;
- помощь в решении психотравмирующих ситуаций;
- разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
Работы с такими детьми начинаются с анализа личности, условий проживания и воспитания.
Прогнозируемые результаты
В качестве ожидаемого результата формирования развивающей среды – эстетичная, способствующая правильному развитию ребенка, обстановка. Она должна помогать детям с особенностями восстанавливать благоприятный эмоциональный фон, улучшать имеющиеся навыки и получать те, которые ранее получены не были.
Заказать оснащение детского сада в соответствии с требованиями ФГОС вы можете в нашей компании с доставкой по России.
Еще на эту тему: