Top.Mail.Ru

Коррекционно-развивающая образовательная среда

30 октября 2022

При некоторых заболеваниях и нарушениях дети нуждаются в особом отношении, в том числе, в стенах детского сада. Для этого формируется коррекционно-развивающая образовательная детская среда, обеспечивающая условия для полноценного развития воспитанников. Она должна быть сформирована в соответствии с требованиями ФГОС, быть разнообразной, безопасной, многофункциональной.

Что это?

Развивающая среда – это совокупность социальных и природных факторов, предметов и взаимоотношений с окружающими. Это атмосфера, созданная с целью развития, обучения воспитанников в условиях детского сада. Развивающая среда включает комплекс различных материалов, пособий, игрушек, мебели и оборудования, которые задействуются в процессе воспитания и обучения.

Коррекционно-развивающая среда отличается тем, что делает акцент на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Она предназначена для получения навыков, в том числе, по коммуникации детьми с физическими или психическими недостатками.

Компоненты и принципы построения

У развивающей среды выделяют несколько компонентов:

  • Социальный. Он подразумевает взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями, преобладающее позитивное настроение и мышление, авторитетность руководителей.
  • Пространственно-предметный. Среда должна быть гетерогенной и сложной, состоящей из нескольких элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности детей. Также среда должна быть достаточно связной, позволяющей детям быстро переходить от одного вида деятельности к другому, гибкой и управляемой со стороны взрослых и детей.
  • Психодидактический. Важно, чтобы среда имела оптимальные организации системы связей между собой.

В соответствии с требованиями ФГОС, развивающая среда должна формироваться с учётом следующих принципов:

  • Принцип дистанции позиции между взрослыми и детьми, заключающийся в том, что воспитанники и педагоги должны общаться на одном уровне.
  • Принцип активности позволяет взрослым и детям работать вместе, что делает занятия более эффективными.
  • Принцип стабильности и динамичности ориентирован на возможные изменения, которые могут происходить у взрослых детей, изменении интересов.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования позволяет детям в одной группе заниматься разными видами деятельности, не пересекаясь друг с другом.
  • Принцип эстетичности используемых материалов.
  • Принцип гендерных и возрастных различий.
  • Принцип свободы выбора игры и сюжета, позволяющий детям выбирать занятие по своему вкусу.

Развивающая среда должна быть доступной, вариативной и безопасной для воспитанников, включая детей с ОВЗ.

Содержание среды в кабинете

Согласно многочисленным исследованиям, на развитие дошкольников оказывает влияние окружающая среда. При наличии ограниченных возможностей здоровья коррекционно-развивающая среда становится одним из наиболее важных методов полноценного развития. С этой целью в дошкольных учреждениях формируется макро и микросреда.

Макросреда в ДОУ представлена спортивным и музыкальным залом, кабинетом психолога, логопеда и дефектолога. Здесь важно наличие предметов, помогающих педагогу работать с детьми, что особенно важно при проблемах с речью.

Микросреда представлена мебелью, игрушками и предметами, которые составляют функциональные зоны в группе. Это направление развивающей среды используется детьми ежедневно, в процессе реализации образовательной программы.

Ключевые задачи при коррекционно-развивающей работе

В работе с детьми по коррекционно-развивающей программе особое внимание уделяется следующим задачам:

  • психолого-педагогическое изучение личности ребенка;
  • преодоление социально-педагогической запущенности, коррекция недопустимых методов воспитания;
  • определение неблагоприятных факторов, влияющих на развитие ребенка;
  • помощь в решении психотравмирующих ситуаций;
  • разработка рекомендаций для родителей и педагогов.

Работы с такими детьми начинаются с анализа личности, условий проживания и воспитания.

Прогнозируемые результаты

В качестве ожидаемого результата формирования развивающей среды – эстетичная, способствующая правильному развитию ребенка, обстановка. Она должна помогать детям с особенностями восстанавливать благоприятный эмоциональный фон, улучшать имеющиеся навыки и получать те, которые ранее получены не были.

Заказать оснащение детского сада в соответствии с требованиями ФГОС вы можете в нашей компании с доставкой по России.