Организация развивающей среды в семье
Семья имеет первостепенное значение в развитии ребенка. Старания воспитателей детского сада будут напрасны, если родители не помогут направить их в нужное русло. Чтобы ребенок развивался и получал знания в соответствии со своим возрастом, нужна правильно сформированная предметно-развивающая среда в каждой семье.
Что это такое?
Развивающая среда – это то, что ежедневно окружает ребенка. Это нормы, знания и предметы, которые используются детьми для получения навыков, знакомства с окружающим миром.
Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности. Прежде всего, это потребность в общении со взрослыми, одобрении выполненных действий, его поступков, мыслей. Если в детском саду темпы развития воспитанников зависят от опыта педагога и образовательной программы, то в семье основным аспектом является психологический микроклимат, доброжелательность, ответственность. Дети берут пример с родителей, копируя их поведение, поэтому развивающая среда касается не только ребенка, но и взрослых.
Основные принципы
При формировании развивающей среды в семье родителям следует придерживаться следующих принципов построения общения с детьми:
- Постоянное общение с ребенком. Родители должны рассуждать вслух и обосновывать свои действия, объясняя ребенку почему взрослые поступили в конкретной ситуации именно так.
- Интересоваться мнением. Родителям нужно спрашивать мнение ребенка о том, что он думает о возникшей ситуации и принятых взрослыми решений. Например, при покупке одежды обязательно учитывается мнение детей.
- Выслушивать ребенка. Родители должны внимательно слушать рассуждения ребенка, воспринимая их с полной серьезностью. Нельзя смеяться над детьми, называть их глупыми.
- Приглашать в дом интересных людей и ходить на встречи. Ребенок нуждается в общении с грамотными, интересными людьми. Для этого нужно приглашать их в дом и ходить с ними на встречи.
- Эмоционально поддерживать исследовательскую деятельность ребенка. Родителям нужно поощрять инициативность и самостоятельно ребенка, создавая условия для реализации творческих замыслов.
- Чаще находиться с ребенком. Ввиду большой занятости на работе родители свободное время должны проводить с ребенком, вовлекая его в процесс уборки дома, приготовления пищи.
Хорошие взаимоотношения с родителями – залог успешного развития ребенка. Если в семье обстановка негативная, то у детей развиваются расстройства психического характера, которые трудно устранить даже во взрослом возрасте.
Оборудование детской комнаты
Помимо классических игрушек с гендерным различием в детской комнате с целью формирования развивающей среды должны присутствовать:
- измерительные приборы: линейки, весы, мерные стаканы, сантиметровые ленты;
- познавательные детские энциклопедии по возрасту с качественными картинками;
- книги для первого чтения, азбуки;
- настенные часы и календарь;
- настольные игры, включая лото, пазлы;
- оборудованное рабочее место, содержащее тетради, альбомы для рисования, краски, карандаши, ручки и т.д.
Можно использовать профессиональные инструменты логопеда и психолога, например, набор Монтессори.
Особенности выбора игрушек
При выборе игрушек специалисты рекомендуют обратить внимание, что современные игрушки, которые родителям предлагает рынок, часто наносят больше вреда, чем пользы. Причины в следующем:
- Перенасыщение игрового оборудования. Многие родители бездумно скупают игрушки, плюс их дарят друзья и родственники на разные праздники, в качестве поощрения и т.д. В результате получается перенасыщенность игрового оборудования, что приводит к усталости от игры у детей, нежеланию играть со старыми игрушками, требованию купить новые.
- Низкая востребованность игрушек, которые помогают формироваться профиориентационным интересам у ребенка. Чаще в руках детей оказываются готовые игрушечные домики, косметика, имитация легковых автомобилей.
- Фантастичность игрушек. Современные игрушки мало похожи на настоящих людей и животных. Магазинные полки переполнены фантастическими персонажами из мультиков, компьютерных игр. Игрушечные животные обретают неспецифичные расцветки – зеленый, красный, розовый. Это мешает детям готовиться к реальной жизни, дает ложное представление о дикой природе, заставляет ненавидеть свою внешность и стремиться к навязанным идеалам.
- Агрессивность игрушек. Еще одна отрицательная черта современных игрушек – внешняя агрессивность, проявляющаяся наличием когтей, враждебного выражения лица. Такие предметы лишают ребенка возможности формирования чувства прекрасного.
- Разнообразие имитированной военной техники. Пистолеты, автоматы, танки способствуют формированию у детей враждебности к другим людям.
- Некачественные игрушки из опасного для здоровья материала. Вредят игрушки не только психике, но и физическому здоровью, выделяя опасные вещества в воздух, заставляя дышать ими ребенка.
Окружать ребенка нужно добрыми, эстетичными игрушками, развивающими чувство прекрасного. По квартире желательно развесить репродукции известных художников, а вместо современной музыки включать классику.
Компания «Доступная страна» предлагает комплексное оснащение детских садов и школ в соответствии с требованиями ФГОС. Помогаем формировать развивающую среду для детей, в том числе, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Еще на эту тему: