Top.Mail.Ru

Паспорт предметно-развивающей среды

31 октября 2022

Паспорт предметно-развивающей образовательной среды составляется при формировании такой среды в условиях детского сада. Она представляет собой часть образовательной среды, включает специально оборудованное пространство для развития и обучения детей в соответствии с возрастными особенностями и образовательной программой.

Что это такое?

Паспорт представляет собой документ, содержащий информацию о сформированной развивающей среды. Он составляется в процессе реализации программы, при решении поставленных задач и достижении целей.

Формируется развивающая среда в соответствии с законодательной базой:

  • Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.
  • Письмо Министерства образования и науки «Комментарии к ФГОС дошкольного образования № 08-259 от 28.02.2014 г.
  • СанПиН 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Конституция Российской Федерации.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Методические рекомендации по предметно-пространственной развивающей среде.

Готовая среда должна соответствовать требованиям перечисленных нормативных актов.

Требования ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС, развивающая среда должна обеспечивать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, эмоциональное благополучие воспитанников, проявление уважения к человеческому достоинству;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, группы и прилегающей территории;
  • построение вариативного развивающего образования, обеспечивающего свободный выбор детьми материалов и видов активности;
  • создание условий для ежедневной трудовой деятельности;
  • открытость дошкольного образования и вовлеченность родителей в образовательную деятельность;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
  • создание равных условий для получения образования детьми, принадлежащими к разными национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими ограниченные возможности здоровья.

В процессе реализации образовательной программы развивающая среда должна регулярно обновляться, дополняться новыми материалами, игрушками.

Каждому ребенку предоставляется выбор игрушек в зависимости от его интересов, гендерной принадлежности и возрастных особенностей.

Развивающая среда должна быть функциональной, вариативной, безопасной, доступной, трансформируемой и содержательно-насыщенной.

Цели и задачи

В паспорте указывается цель, ради которой формируется развивающая среда и перечень задач, которые решаются в процессе ее использования. Глобальной целью развивающей среды является формирование в ребенке уверенной в себе личности, готовой к жизненным трудностям и способной самостоятельно преодолевать различные трудности. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • определение личностных интересов ребенка;
  • развитие способности искать и находить пути взаимодействия со взрослыми;
  • формирование навыка оценивания своих и чужих поступков.

Развивающая пространственно-предметная среда включает оснащение групповых помещений играми и материалами, способствующими активному развитию детей в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями.

Основные этапы формирования

Формирование развивающей среды проходит в несколько этапов:

  1. Анализ развивающей среды, поиск наиболее проблемных мест.
  2. Составление плана формирования развивающей среды.
  3. Утверждение плана с администрацией дошкольного учреждения.
  4. Закупка материалов и мебели.
  5. Расставление мебели и материалов.
  6. Обучение детей правильному использованию развивающей средой.

В процессе формирования составляется паспорт, который в дальнейшем хранится с другой документацией.

Прогнозируемые результаты

Правильно сформированную развивающую среду подтверждает:

  • наличие достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, бросового материала для реализации задуманного сюжета;
  • наличие достаточного количества материалов и предметов, познание которых выполняется через различные органы чувств;
  • наличие игр на счет, сравнение предметов по нескольким признакам;
  • наличие предметов для проведения опытов и экспериментов;
  • наличие большого выбора книг по возрасту.

Развивающая среда должна быть интересной и увлекательной для той возрастной группы, в которой она формируется.

Заказать оборудование для создания развивающей среды в детском саду вы можете в компании «Доступная страна». У нас большой выбор современного качественного оборудования, в том числе, для инклюзивного образования.