Паспорт предметно-развивающей среды
Паспорт предметно-развивающей образовательной среды составляется при формировании такой среды в условиях детского сада. Она представляет собой часть образовательной среды, включает специально оборудованное пространство для развития и обучения детей в соответствии с возрастными особенностями и образовательной программой.
Что это такое?
Паспорт представляет собой документ, содержащий информацию о сформированной развивающей среды. Он составляется в процессе реализации программы, при решении поставленных задач и достижении целей.
Формируется развивающая среда в соответствии с законодательной базой:
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.
- Письмо Министерства образования и науки «Комментарии к ФГОС дошкольного образования № 08-259 от 28.02.2014 г.
- СанПиН 2.4.1.3049 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка.
- Методические рекомендации по предметно-пространственной развивающей среде.
Готовая среда должна соответствовать требованиям перечисленных нормативных актов.
Требования ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС, развивающая среда должна обеспечивать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, эмоциональное благополучие воспитанников, проявление уважения к человеческому достоинству;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, группы и прилегающей территории;
- построение вариативного развивающего образования, обеспечивающего свободный выбор детьми материалов и видов активности;
- создание условий для ежедневной трудовой деятельности;
- открытость дошкольного образования и вовлеченность родителей в образовательную деятельность;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
- создание равных условий для получения образования детьми, принадлежащими к разными национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими ограниченные возможности здоровья.
В процессе реализации образовательной программы развивающая среда должна регулярно обновляться, дополняться новыми материалами, игрушками.
Каждому ребенку предоставляется выбор игрушек в зависимости от его интересов, гендерной принадлежности и возрастных особенностей.
Развивающая среда должна быть функциональной, вариативной, безопасной, доступной, трансформируемой и содержательно-насыщенной.
Цели и задачи
В паспорте указывается цель, ради которой формируется развивающая среда и перечень задач, которые решаются в процессе ее использования. Глобальной целью развивающей среды является формирование в ребенке уверенной в себе личности, готовой к жизненным трудностям и способной самостоятельно преодолевать различные трудности. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- определение личностных интересов ребенка;
- развитие способности искать и находить пути взаимодействия со взрослыми;
- формирование навыка оценивания своих и чужих поступков.
Развивающая пространственно-предметная среда включает оснащение групповых помещений играми и материалами, способствующими активному развитию детей в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями.
Основные этапы формирования
Формирование развивающей среды проходит в несколько этапов:
- Анализ развивающей среды, поиск наиболее проблемных мест.
- Составление плана формирования развивающей среды.
- Утверждение плана с администрацией дошкольного учреждения.
- Закупка материалов и мебели.
- Расставление мебели и материалов.
- Обучение детей правильному использованию развивающей средой.
В процессе формирования составляется паспорт, который в дальнейшем хранится с другой документацией.
Прогнозируемые результаты
Правильно сформированную развивающую среду подтверждает:
- наличие достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, бросового материала для реализации задуманного сюжета;
- наличие достаточного количества материалов и предметов, познание которых выполняется через различные органы чувств;
- наличие игр на счет, сравнение предметов по нескольким признакам;
- наличие предметов для проведения опытов и экспериментов;
- наличие большого выбора книг по возрасту.
Развивающая среда должна быть интересной и увлекательной для той возрастной группы, в которой она формируется.
Заказать оборудование для создания развивающей среды в детском саду вы можете в компании «Доступная страна». У нас большой выбор современного качественного оборудования, в том числе, для инклюзивного образования.
Еще на эту тему: