Развивающая среда по патриотическому воспитанию
Патриотическое воспитание в детских садах обязательно входит в образовательную программу. У детей дошкольного возраста патриотизм проявляется любовью к своей стране, природе, желанием помогать, участвовать в различных мероприятиях на благо окружающей среде.
Патриотическое воспитание развивает в ребенке чувство сострадания, сочувствия. Это важный этап в жизни детей, помогающий им в будущем. Развивающая предметная среда по патриотическому воспитанию – важный элемент образовательного процесса, помогающий детям развиваться физически и эмоционально.
Что это такое?
Развивающая среда – это окружающее ребенка пространство, используемое для развития и обучения. В него входят предметы интерьера, игрушки, дидактические материалы, книги. Заниматься с ними ребенок может самостоятельно, в составе группы или в совместной работе с педагогом. При этом развивающая среда, согласно требованиям ФГОС, должна быть доступной всем детям, включая детей-инвалидов.
Нравственно-патриотическое воспитание включает в себя следующие разделы: семья, детский сад, родная страна и город, родная улица, символика государства, права и обязанности гражданина. Развивающая среда и патриотизм тесно связаны между собой, поскольку воспитание любви к своей Родине – обязательная тема в ДОУ, которую проходят дети с младшей и до подготовительной группы.
Цели и задачи
Создание развивающей среды с патриотическим уклоном необходимо для достижения следующих целей:
- формирование у детей чувства сопричастности к окружающему миру и развитие таких качеств как: сострадание, сопричастность, любознательность, находчивость;
- развитие творческих способностей у детей посредством знакомства с народным декоративно-прикладным искусством;
- воспитание нравственно-патриотических качеств посредством приобщения к природе родного края, народной культуре.
Для развития у детей чувства патриотизма задействуются мебель, предметы интерьера, игрушки, растения и другие вещи, использованные для оснащения группы в рамках развивающей среды.
Основная концепция и составляющие
Формирование патриотизма – важная задача каждого педагога. Любовь к своей стране, природе и месту жительства вырабатывается постепенно, как и чувство ответственности за окружающую среду.
Для решения задач осуществляется несколько видов детской деятельности: образовательная деятельность, режимные моменты, игры, труд. Работа педагога строится в соответствии с возрастными особенностями детей.
В процессе формирования развивающей среды необходимо придерживаться следующих принципов:
- Принцип интеграции – среда и входящие в ее состав компоненты должны учитывать содержание образовательной программы и помогать в ее реализации.
- Принцип деятельности и интерактивности – среда должна предоставлять детям возможность реализовывать себя в разных направлениях.
- Принцип природосообразности – среда должна быть создана с учётом психофизиологических особенностей детей разных возрастов.
- Принципы гуманизации и партнёрства – среда должна создавать условия для всестороннего развития детей, поощрять его инициативность, творческую деятельность.
- Принцип культуросообразности – среда должна быть направлена на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
- Принцип регионального компонента – среда должна предоставлять возможность детям знакомиться с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности.
В детских садах должна быть создана единая система воспитания патриотизма у детей.
Работа в группах
Воспитание патриотизма должно быть постоянным, в виде общих или дополнительных занятий. Индивидуальная работа в данном направлении практически не имеет смысла, поэтому наиболее высокая результативность наблюдается при групповой работе.
Один из примеров реализации программы – создание фольклорного уголка «Бабушкина шкатулка». В музыкальных залах должны быть народные музыкальные инструменты. На уроках физкультуры можно задействовать народные считалочки, загадки, подвижные игры.
На праздниках дети могут рассказывать стихи о родном крае, стране или природе. Можно проводить мероприятия по празднованию Дня России и Дня города.
Прогнозируемые результаты
В качестве ожидаемого результата – формирование патриотизма у детей. Каждый ребенок должен испытывать чувство гордости за свою страну, понимать ее значимость. Патриотическое воспитание делает детей добрее, формирует у них сочувствие к другим, в том числе, к животным.
Для создания развивающей среды по разным направлениям обращайтесь в компанию «Доступная страна». У нас большой выбор оборудования и материалов. Доставляем заказы по России.
Еще на эту тему: