Предметно-развивающая среда ИЗО
Рисование – одно из любимых занятий детей дошкольного возраста. Взяв в руки листочек, карандаши и краски, ребенок проявляет фантазию и создаёт рисунки. Это занятие имеет много пользы – оно успокаивает, помогает сконцентрироваться, развивает логику и мышление. Развивающая предметная среда по изобразительной деятельности формируется в группах детских садов разных возрастных категорий.
Что это такое?
Развивающая предметная среда по изобразительной деятельности предполагает организацию художественно-творческого уголка, в котором собраны предметы и оборудование для активизирования самостоятельной деятельности воспитанников. Под развивающей средой понимается пространство, окружающее ребенка и которым он может пользоваться в обучающих и развлекательных целях.
Уголок изобразительной деятельности – это комплекс, включающий взаимодействие искусств и разных видов творческой деятельности. Развивающая среда включает в себя:
- свободную самостоятельную деятельность воспитанников, выбирать которую каждый ребенок вправе самостоятельно;
- совместную деятельность взрослых и детей.
Если уголок сформирован правильно, то он вызывает большой интерес у детей всех возрастов.
Цели и задачи
Целью формирования развивающей среды по направлению «изобразительное искусство» является вовлечение воспитанников в творческий процесс, развитие интереса к изодеятельности, формирование воображения, самостоятельности, активности.
Для достижения цели выполнчется комплекс задач:
- Развитие у детей раннего возраста интереса к изобразительному искусству.
- Формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей.
- Воспитание самостоятельности и активности.
Развивающая среда позволяет детям найти развлечение по душе, совмещает игры с образовательной деятельностью. Для этого важно, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ ко всем материалам, играм.
Основные требования
Современные стандарты ФГОС регламентируют требования к уголку изобразительного искусства как части развивающей среды:
- Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Уголок должен располагаться в хорошо освещенном месте, недалеко от окна. Мебель подбирается в соответствии с ростом детей.
- Соответствие потребностям возраста. Оснащение подбирается в соответствии с возрастной категорией детей. Чем старше воспитанники, тем чаще требуется менять оборудование и материалы.
- Эстетичность. Уголок должен привлекать внимание детей, быть ярким и привлекательным. Важно, чтобы в оформлении присутствовали нотки «детского» дизайна в виде игрушек, цветных картинок.
- Полифункциональность. Развивающая среда должна быть доступной для изменений, чтобы ее можно было менять в зависимости от ситуации, а также объединять с другими зонами.
- Вариативность. Оснащение зоны должно периодически меняться. Также создаются условия для индивидуальной и групповой работы детей.
- Безопасность. Для оснащения зоны подбираются натуральные материалы и мебель, изготовленная из экологически чистого сырья.
Грамотно сформированная среда способствует активному развитию детей всех возрастов. Главное, чтобы материалы соответствовали возрасту воспитанников, были интересными и разнообразными.
Основные принципы
При оснащении зоны изобразительного искусства за основу берутся принципы, относящиеся ко всем направлениям развивающей среды. Это:
- Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослых и детей с целью установления контакта. Предметная среда должна способствовать улучшению взаимоотношений педагогов и воспитанников.
- Принцип стимулирования, мотивации. Занятия с развивающей средой должны способствовать развитию самостоятельности, активности, настойчивости.
- Принцип стабильности и динамичности. Уголок ИЗО должен регулярно меняться, чтобы сохранять интерес детей. Для этого меняются и добавляются игрушки, материалы.
- Принцип комплексного и гибкого зонирования. В расположении вещей должна быть определенность.
Придерживаясь этих принципов, формируется удобная, эффективная развивающая среда, способствующая активному развитию детей.
Оснащение
Для развития детского творчества развивающая среда оснащается следующими материалами:
- листы формата А4, альбомы для рисования;
- цветной картон и бумага;
- линейки, ножницы, точилки;
- краски, кисточки;
- карандаши, в том числе, цветные, фломастеры, мелки;
- материалы для нетрадиционного рисования: шаблоны, трафареты, печати;
- образцы для рисования;
- природные материалы для ручного труда;
- альбомы с портретами художников;
- предметы декоративно-прикладного искусства;
- муляжи овощей, фруктов.
Зона ИЗО должна регулярно дополняться новыми материалами, что повышает интерес детей к занятиям.
Прогнозируемые результаты
Правильно сформированная развивающая среда способствует активному развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Она повышает интеллект, делает ребенка более самостоятельным, активным, трудолюбивым.
Заказать оборудование для оснащения детского сада вы можете в нашей компании «Доступна страна».
Еще на эту тему: