Top.Mail.Ru

Предметно-развивающая среда ИЗО

02 октября 2022

Рисование – одно из любимых занятий детей дошкольного возраста. Взяв в руки листочек, карандаши и краски, ребенок проявляет фантазию и создаёт рисунки. Это занятие имеет много пользы – оно успокаивает, помогает сконцентрироваться, развивает логику и мышление. Развивающая предметная среда по изобразительной деятельности формируется в группах детских садов разных возрастных категорий.

Что это такое?

Развивающая предметная среда по изобразительной деятельности предполагает организацию художественно-творческого уголка, в котором собраны предметы и оборудование для активизирования самостоятельной деятельности воспитанников. Под развивающей средой понимается пространство, окружающее ребенка и которым он может пользоваться в обучающих и развлекательных целях.

Уголок изобразительной деятельности – это комплекс, включающий взаимодействие искусств и разных видов творческой деятельности. Развивающая среда включает в себя:

  • свободную самостоятельную деятельность воспитанников, выбирать которую каждый ребенок вправе самостоятельно;
  • совместную деятельность взрослых и детей.

Если уголок сформирован правильно, то он вызывает большой интерес у детей всех возрастов.

Цели и задачи

Целью формирования развивающей среды по направлению «изобразительное искусство» является вовлечение воспитанников в творческий процесс, развитие интереса к изодеятельности, формирование воображения, самостоятельности, активности.

Для достижения цели выполнчется комплекс задач:

  • Развитие у детей раннего возраста интереса к изобразительному искусству.
  • Формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей.
  • Воспитание самостоятельности и активности.

Развивающая среда позволяет детям найти развлечение по душе, совмещает игры с образовательной деятельностью. Для этого важно, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ ко всем материалам, играм.

Основные требования

Современные стандарты ФГОС регламентируют требования к уголку изобразительного искусства как части развивающей среды:

  • Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Уголок должен располагаться в хорошо освещенном месте, недалеко от окна. Мебель подбирается в соответствии с ростом детей.
  • Соответствие потребностям возраста. Оснащение подбирается в соответствии с возрастной категорией детей. Чем старше воспитанники, тем чаще требуется менять оборудование и материалы.
  • Эстетичность. Уголок должен привлекать внимание детей, быть ярким и привлекательным. Важно, чтобы в оформлении присутствовали нотки «детского» дизайна в виде игрушек, цветных картинок.
  • Полифункциональность. Развивающая среда должна быть доступной для изменений, чтобы ее можно было менять в зависимости от ситуации, а также объединять с другими зонами.
  • Вариативность. Оснащение зоны должно периодически меняться. Также создаются условия для индивидуальной и групповой работы детей.
  • Безопасность. Для оснащения зоны подбираются натуральные материалы и мебель, изготовленная из экологически чистого сырья.

Грамотно сформированная среда способствует активному развитию детей всех возрастов. Главное, чтобы материалы соответствовали возрасту воспитанников, были интересными и разнообразными.

Основные принципы

При оснащении зоны изобразительного искусства за основу берутся принципы, относящиеся ко всем направлениям развивающей среды. Это:

  • Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослых и детей с целью установления контакта. Предметная среда должна способствовать улучшению взаимоотношений педагогов и воспитанников.
  • Принцип стимулирования, мотивации. Занятия с развивающей средой должны способствовать развитию самостоятельности, активности, настойчивости.
  • Принцип стабильности и динамичности. Уголок ИЗО должен регулярно меняться, чтобы сохранять интерес детей. Для этого меняются и добавляются игрушки, материалы.
  • Принцип комплексного и гибкого зонирования. В расположении вещей должна быть определенность.

Придерживаясь этих принципов, формируется удобная, эффективная развивающая среда, способствующая активному развитию детей.

Оснащение

Для развития детского творчества развивающая среда оснащается следующими материалами:

  • листы формата А4, альбомы для рисования;
  • цветной картон и бумага;
  • линейки, ножницы, точилки;
  • краски, кисточки;
  • карандаши, в том числе, цветные, фломастеры, мелки;
  • материалы для нетрадиционного рисования: шаблоны, трафареты, печати;
  • образцы для рисования;
  • природные материалы для ручного труда;
  • альбомы с портретами художников;
  • предметы декоративно-прикладного искусства;
  • муляжи овощей, фруктов.

Зона ИЗО должна регулярно дополняться новыми материалами, что повышает интерес детей к занятиям.

Прогнозируемые результаты

Правильно сформированная развивающая среда способствует активному развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Она повышает интеллект, делает ребенка более самостоятельным, активным, трудолюбивым.

Заказать оборудование для оснащения детского сада вы можете в нашей компании «Доступна страна».