Top.Mail.Ru

Организация развивающей среды по Монтессори

02 октября 2022

Мария Монтессори – итальянский педагог, разработавший уникальную, эффективную систему воспитания и обучения детей. Автор методики утверждал, что дети получают знания из окружающей среды, в отличие от взрослых, которые обучаются осознанно.

Согласно Монтессори, не стоит вмешиваться в природу ребенка, нужно помочь ему получить необходимые знания и навыки, сформировав для этого развивающую среду. Для этого не нужны дорогие, модные игрушки, родители применить методику могут в домашних условиях, а педагоги – в условия детского сада. Развивающая предметная среда Монтессори – это возможность дать ребенку то, в чем он больше всего нуждается на текущий момент.

Что это?

Развивающая среда по системе Монтессори – это пространство, окружающее ребенка и помогающее ему развиваться и обучаться. Она создается по нескольким принципам, которые стимулируют развитие у детей хорошей памяти, логики, мышления, фантазии.

Методика отличается тем, что не нужно вмешиваться в природу ребенка, а нужно создать условия для его самостоятельного развития, чтобы он стал самостоятельной, активной личностью. Организация пространства выполнятся с учетом несложных правил. Применение этой методики полезно в любом возрасте.

История появления

Мария Монтессори – итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей, кто разработал собственную педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость, добиваясь равенства взрослых и детей. По роду деятельности ей часто приходилось общаться с детьми, что давало понять – если ребенком не заниматься, то нормальной личности из него не получится.

Изначально методики Монтессори предназначалась детям с отклонениями в умственном развитии и психическими заболеваниями. Но постепенно автор скорректировала свою систему, сделав ее подходящей всем детям, независимо от интеллектуального развития.

Развивающая среда по Монтессори активно используется с начала 20 века. И это одна из наиболее эффективных методик обучения детей от 1 до 10 лет.

В чем суть педагогики Монтессори?

Главная суть методики Монтессори – дать ребенку возможность развиваться самостоятельно. Автор предложила взрослому принять наблюдательную позицию, помогая ребенку морально и физически только при условии, что он в этом нуждается. Вмешиваться в игровой процесс и мешать ему нельзя, как и делать за ребенка его работу.

Основные принципы методики

  • Методика подходит для разновозрастных групп. Старшие дети учатся заботятся о младших, развивают лидерские качества. Младшие дети учатся слушать старших, прислушиваться к их советам.
  • Занятия детей проводятся в подготовленной среде. Для этого комната делится на несколько функциональных зон, каждая из которых отвечает за определенное занятие. Ребенку предоставляется право заниматься в той зоне, где ему больше всего нравится, даже если развивающим игрушкам он отдает предпочтение куклам и конструкторам.
  • Взрослый не вмешивается в процесс, а оказывает помощь только по просьбе ребенка. От взрослых требуется заинтересовать детей, не настаивая на определенном виде занятий.
  • Недопустимы запреты. Если по какой-либо причине ребенку нельзя заниматься с определенным предметом, то он исключается из игрушек до занятий.
  • Нельзя критиковать. Ребенок имеет право на ошибку, поэтому ругать, критиковать его нельзя.
  • Все предметы располагаются на открытых полках, чтобы ребенок мог самостоятельно брать их и класть на свое место.

Придерживаясь данных принципов, родители и педагоги помогают ребенку становиться сильным, уверенным в себе человеком с хорошо развитым интеллектом и без страха сделать ошибку.

Преимущества и недостатки системы

К преимуществам системы Монтессори относится:

  • обучение детей в свободном темпе, без гонок и соревнований со сверстниками;
  • занятия не вызывают скуку, каждый ребенок находит развлечение на свой вкус;
  • дети учатся играть самостоятельно;
  • дети понимают личные границы.

Из недостатков выделяется только трудности адаптации детсадовских детей, которые привыкли всё делать в группе, слушаясь воспитателей-наставников. Самостоятельные занятия могут им показаться скучными, особенно у детей, которые одиночеству предпочитают общество сверстников.

Кому подойдет система Монтессори?

Методика воспитания подходит в том случае, если родители хотят для своего ребенка индивидуальные занятия. Также она подходит социализированным, но любящим пассивные игры детям. Если ребенок много двигается в течение дня, нуждается в постоянном общении, то методика ему не подойдет.

Заказать наборы Монтессори и другое оборудование для создания развивающей среды вы можете в компании «Доступная страна».


Еще на эту тему: