Развивающая среда в подготовительной группе детского сада
В подготовительной группе детского сада формирование развивающей среды – важный момент. Она влияет на становление ребенка как личности, на его интеллектуальное, речевое, математическое развитие. Если в младших группах акцент делается на восприятии мира через тактильные ощущения, то в подготовительных группах больше внимания уделяется развитию интеллектуальных способностей. Развивающая среда в детской подготовительной группе должна быть сформирована с учётом требований ФГОС, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Требования ФГОС
Согласно требованиям ФГОС, в детских садах должна быть создана развивающая среда в подготовительных группах. Она должна быть доступной всем воспитанникам, чтобы каждый ребенок без ограничений мог пользоваться игрушками, книгами, материалами. В условиях маленьких групп разместить сразу несколько зон проблематично, поэтому важно выбирать предметы в соответствии с площадью помещения.
Оборудование и материалы, используемые для формирования среды, должны соответствовать следующим требованиям:
- безопасные и надёжные;
- выполненные из экологически чистых материалов;
- подходящие по возрасту воспитанникам;
- разнообразные.
Окружающая среда должна быть направлена на развитие физических и интеллектуальных способностей детей, при этом на первом месте по важности – безопасность для жизни и здоровья.
Цели и задачи
Главной целью формирования развивающей среды в подготовительной группе является создание условий для полноценного физического и интеллектуального развития детей. Для этого решается комплекс задач:
- разрабатывается внутригрупповая программа по расстановке предметов интерьера, закупке материалов;
- создаётся несколько зон в группе, каждая отвечает за определенную функцию;
- закупаются материалы, оборудование, игрушки, которыми оснащаются созданные зоны;
- педагоги знакомят воспитанников с новыми предметами, рассказывают о правилах их использования;
- по необходимости, педагоги вовлекают детей в игровой и обучающий процесс.
У детей должен быть выбор занятий. Обязательно создание уголка тишины, где ребенок может уединиться, побыть в одиночестве.
Области развития
В подготовительных группах детского сада развитие детей осуществляется в пяти областях:
- Социально-коммуникативное. Включает нравственное, гендерное, правовое, патриотическое, коммуникативное, трудовое воспитание и формирование основ безопасности жизнедеятельности.
- Познавательное. Включает ознакомление с окружающим социальным, предметным, природным миром, формирование представлений о математике, сенсорное развитие, экспериментальную деятельность.
- Речевое развитие. Включает формирование звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя речи.
- Художественно-эстетическое развитие. Включает лепку, рисование, аппликацию, конструирование, музыкальное развитие.
- Физическое развитие. Включает охрану и укрепление здоровья, развитие физических качеств, формирование представлений о здоровом образе жизни.
Все области важны на каждом этапе развития ребенка. Но в подготовительной группе дети относятся к перечисленным методикам развития более осознанно, имеют хорошую мотивацию.
Прогнозируемые результаты
Развивающая среда – это то, что должно окружать ребенка ежедневно. В домашних условиях не всегда есть возможность обеспечить ее полное присутствие, поэтому основную часть знаний они получают в детском саду. Если среда организована правильно, то результатом становится грамотный, уверенный в себе ребенок с хорошими физическими данными и интеллектом.
Заказать оборудование для оснащения детского сада в рамках формирования развивающей среды вы можете в компании «Доступная страна» с доставкой по России.
Еще на эту тему: