Развивающая среда в 1 младшей группе
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования регламентирует ряд требований к реализации образовательной программы в ДОУ. Касаются они создания безопасной, удобной, разнообразной развивающей среды, благодаря которой дети получают возможность полноценно развиваться, получать все необходимые навыки и знания в соответствии с возрастными особенностями. Развивающая образовательная среда в 1 младшей группе должна быть направлена на формирование у воспитанников личных качеств, которые в дальнейшем позволят чувствовать себя полноценной ячейкой общества.
Что это такое?
Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его физического и духовного развития. Философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Благодаря окружающей среде происходит адаптация личности к текущим обстоятельствам, а образование в этом случае является моделью социума.
Развивающая среда становится важнейшим фактором воспитания маленьких детей. Она должна быть вариативной, иметь возможность изменяться и дополняться, в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Важно, чтобы среда «росла» вместе с детьми, поскольку в современном многообразии развлечений дети быстро меняют свои вкусы. Кроме того, согласно научным исследованиям, уже спустя два месяца после организации среды, ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами, чтобы она стимулировала развитие, а не тормозила его.
Цели и задачи
Главной целью формирования развивающей среды является создание условий для полноценного развития детей дошкольного возраста. Ребенок должен иметь возможность выбирать предметы, а также принимать участие в групповых занятиях. Данная цель распространяется на все детские сады, независимо от права собственности, возрастных категорий детей.
В процессе достижения цели ставится несколько задач, помогающих в формировании нужной среды. К ним относится:
- Зонирование пространства группы для создания нескольких отдельных зон. В них располагается тематическое оборудование и материалы. Например, в книжном уголке – книги, работы картинок, игры по речевому развитию. В сюжетно-ролевом уголке – куклы, мягкие игрушки, игровая мебель, посуда и т.д.
- Выделение времени на индивидуальную и групповую работу. В соответствии с образовательной программой, у детей должна быть возможность индивидуально поработать с педагогом и в составе группы. Для этого в ДОУ формируются группы не больше 20 детей, что позволяет удалять время каждому воспитаннику, отвечать на его вопросы, помогать с выполнением заданий.
- Создание условий для одиночных и групповых занятий. В группе предусматривается «уголок одиночества», куда дети приходят погрустить, подумать, побыть в одиночестве. От воспитателей требуется контроль данного уголка, чтобы ребенок находился один и не привлекал внимание других детей.
- Создание условий для умственного и физического развития воспитанников. Выделяется отдельная зона для активных, подвижных игр или предусматриваются возможности развития физических качеств иными способами.
В первой младшей группе возраст детей составляет от 2 до 4 лет. В этом возрасте происходит активное познание окружающего мира, чему педагоги и родители должны помогать. С этой целью в группах детских садов создаётся особтая атмосфера, позволяющая самостоятельно и с участием воспитателей развиваться как личность.
Требования ФГОС
При формировании предметно-развивающей среды важно учитывать требования ФГОС к ней:
- обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала;
- предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
- предполагает наличие свободного подхода воспитанников к материалам, играм, игрушкам, пособиям.
Организация среды с учётом требований ФГОС строится таким образом, чтобы обеспечить возможность наиболее эффективного развити индивидуальностей каждого ребенка.
Основные принципы
При проектировании развивающей среды в 1 младшей группе, нужно соблюдать следующие принципы:
- Обеспечение баланса между индивидуальной и групповой деятельностью воспитанников.
- Создание тихих уголков для отдыха.
- Насыщенность соответствует возрастным возможностям детей.
- Обеспечение разнообразия.
- Оборудование обечрпяпривает игровую, познавательную, творческую, исследовательскую деятельность.
- Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников.
- Создание условий для самовыражения детей.
В процессе обучения участие педагогов обязательно, но также у детей должна быть возможность самостоятельных занятий.
Прогнозируемые результаты
Создание развивающей среды направлено на повышение эффективности образовательной программы. В результате должна получиться обстановка, соответствующая следующим требованиям:
- безопасная, надёжная;
- вариативная, многообразная;
- увлекательная;
- познавательная.
Правильно сформированная среда обеспечивает речевое, эстетическое, физическое, интеллектуальное, математическое развитие в соответствии с возрастными особенностями.
Заказать оборудование и материалы для создани предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС, вы можете в компании «Доступная страна». Работаем с частными и государственными организациями, гарантируем индивидуальный подход.
Еще на эту тему: