Top.Mail.Ru

Концепции развивающей среды

21 октября 2022

Правильно организованная предметно-пространственная среда очень важна для развития детей дошкольного возраста. Она позволяет детям проявлять свои творческие способности, получать нужные в жизни навыки. Многочисленные исследования показали, что на развитие ребенка оказывает большое влияние окружение, в том числе, обстановка в детском саду. Пользуясь концепцией построения предметной развивающей среды, можно создать условия для полноценной реализации образовательной программы.

Что это такое?

Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, способствующая его физическому и психологическому развитию.

Предметно-развивающая среда тесно связана с социальной ситуацией развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к окружающему миру. Получается, что среда – это одно из условий развития личности и творческого потенциала у ребенка.

Основополагающие идеи формирования развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях содержатся в «Концепции построения развивающей среды» под редакцией В. А. Петровского, а также предложены другими авторами.

Цели и задачи

Главной целью применения концепции является формирование современной, эстетичной, безопасной среды, способствующей развитию интеллекта, физических данных, памяти. Насыщенная, вариативная, полифункциональная развивающая среда помогает детям развивать навыки, которые необходимы в жизненных реалиях. Поэтому детский сад становится местом, где формируются азы правил поведения, безопасности жизнедеятельности, норм морали.

Для достижения поставленной цели в рамках формирования и задействования развивающей среды решаются следующие задачи:

  • анализ текущей обстановки в детском саду и в группе, изучение используемых в воспитательной работе методик;
  • анализ современных концепций формирования развивающей среды;
  • поиск проблемных мест;
  • разработка новой модели развивающей среды или плана корректировки уже сформированной обстановки;
  • внедрение развивающей среды в образовательный процесс.

Когда все задачи будут выполнены, дети смогут пользоваться современной развивающей средой, направленной на развитие навыков.

Виды концепций

Концепции формирования развивающей среды предложены тремя специалистами:

  • В. А. Петровский. Специалист предложил формировать развивающую среду по нескольким принципам, которые сейчас активно используются педагогам. Это: принцип дистанции; принцип активности, самостоятельности и творчества; принцип стабильности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип стабильности-динамичности; принцип эмоциогенности среды; принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды; принцип открытости – закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей. Формирование развивающей среды с учетом перечисленных принципов дает воспитанникам чувство психологической защищенности, способствует формированию уверенности в себе.
  • С. Л. Новоселова. Этот специалист предложил разделить группу детского сада на функциональные зоны. Новоселова считает, что предметная среда включает ряд базисных компонентов, необходимых для физического, интеллектуального, эстетического, познавательного и социального развития детей. К этим компонентам относится: природная среда и объекты; физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения; предметно-игровая среда; музыкально-театральная среда; предметно-развивающая среда занятий; компьютерно-игровой комплекс; детская библиотека, игротека и видеотека. По мнению Новоселовой, предметная среда должна удовлетворять потребности ребенка в новизне, экспериментировании.
  • М. Монтессори. Система Монтессори формирует обучающую среду с дидактическими материалами для самостоятельной работы. Метод этого автора отличается гуманностью, в центре внимания оказывается личность ребенка, а обучение проходит без принуждения. Главным принципом методики является подход, состоящий из трех компонентов: ребенок-окружающая среда-учитель.

Использование концепций дает хороший результат. Педагоги помогают детям формироваться как личность, быстро находят общий язык с воспитанниками и активно вовлекают родителей в образовательный процесс.

Для формирования развивающей среды в детском саду обращайтесь в нашу компанию. Поставляем качественное, современное оборудование для образовательных учреждений во все города России.