Развивающая речевая среда
Развивающая предметная речевая среда – это рационально организованная окружающая обстановка, помогающая ребенку познавать мир, обучаться, улучшать имеющиеся речевые навыки. Используется педагогами и логопедами в рамках общеобразовательного процесса в детских садах и школах, специализированных логопедических центрах, поликлиниках. Главной целью формирование речевой среды является создание условий для развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также у детей старшего возраста с отклонениями в развитии или приобретенными заболеваниями.
Что это такое?
Речевая развивающая среда – это либо активизирующий, либо сдерживающий речь. От предметного окружения зависят темпы и качество развития словарного запаса и способности правильно говорить. При его формировании учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Необходимость формирование речевой развивающей среды продиктована особенностями речи современных детей. Нехватка времени у родителей, скудные знания у педагогов и низкая потребность в игрушках ввиду высокой заинтересованности гаджетами становится препятствием на пути к грамотной, четкой речи. Сейчас правильная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – большая редкость, поэтому важно обустроить окружающую среду для улучшения природных навыков.
Основные цели и задачи
Формирование развивающей среды необходимо для решения следующих задач:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- предоставление возможности для самостоятельного развития речи;
- создание условий для комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- формирование условий для экспериментальной деятельности в рамках развития речевых навыков.
Главной целью мероприятий является формирование развивающей речевой среды, включающей предметы, обучающие материалы и психологические факторы, необходимой для развития у детей навыков речи.
Правильно организованная среда обеспечивает:
- формирование фонетического восприятия и слуха;
- развитие артикуляционной моторики;
- закрепление навыков, полученных на занятиях, в том числе навыков правильного произношения звуков;
- активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий;
- развитие связной речи.
Каждый ребенок должен иметь доступ к развивающей среде и принимать участие в речевом развитии в рамках общеобразовательной программы.
Основные качества речи
Одним из важных условий формирования развивающей речевой среды является правильная речь у педагога. Она должна соответствовать следующим качествам:
- соответствие языковым нормам;
- точность обозначения, чтобы дети сразу понимали, о чем идет речь;
- логичность, наличие в высказывании трех компонентов: начало, основная часть и конец высказывания;
- отсутствие слов-паразитов;
- выразительность, захватывающая внимание;
- богатство, характеризующееся наличием большого количества слов, несущих смысловую нагрузку;
- уместность употребления тех или иных выражений в определенном месте и времени.
В процессе обучения у детей должна сформироваться речь, соответствующая перечисленным качествам.
Речевая компетенция
Еще одно важное понятие, используемое при обучении детей – речевая компетенция. Это умение ребенка пользоваться речью в определенной ситуации, используя речевые и неречевые средства.
Речевая компетенция имеет несколько составляющих:
- Лексическая. Предполагает наличие словарного запаса, свойственного возрастной категории ребенка. Также сюда входит умение употреблять образные выражения, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
- Грамматическая. Предполагает получение навыков образования и правильного употребления грамматических форм.
- Фонетическая. Предполагает развитие речевого слуха, являющегося основой восприятия и различения фонологических средств языка.
- Диалогическая. Предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми.
- Монологическая. Предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить связные высказывания разных типов.
Эти понятия активно используются логопедами при формировании учебных групп и развивающей среды для детей.
Степени сложности по возрастам
Формирование развивающей среды должно выполняться в зависимости от возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе есть свои нюансы:
- Младшая группа. Основной акцент делается на рассматривании детьми книг, картинок, игрушек для развития интуитивной речи.
- Средняя группа. Помещение оснащается уголком интересных вещей, состоящим из набора картинок, фотографий, открыток, магнитов.
- Старшая группа. Оснащается зеркалами, магнитами, буквами, книгами.
Игры должны быть разнообразными, интересными для каждой возрастной группы.
Требования ФГОС
При формировании развивающей среды важно ориентироваться на требования ФГОС. К ним относится:
- Доступность всех помещений и уголков для каждого воспитанника.
- Свободный доступ к играм и книгам.
- Удобное расположение, вдали от дверей.
- Хорошая освещенность в любое время суток.
- Эстетичность оформления.
- Насыщенность, вариативность, чтобы у каждого ребенка был выбор занятий.
В оформлении уголка педагог может проявить индивидуальный вкус и творчество. Главное, чтобы результат соответствовал требованиям ФГОС и способствовал развитию речи у воспитанников.
Заказать комплексное оснащение групп вы можете в нашей компании «Доступная страна». Работаем с коммерческими и государственными организациями.
Еще на эту тему: