Top.Mail.Ru

Развивающая речевая среда

28 октября 2022

Развивающая предметная речевая среда – это рационально организованная окружающая обстановка, помогающая ребенку познавать мир, обучаться, улучшать имеющиеся речевые навыки. Используется педагогами и логопедами в рамках общеобразовательного процесса в детских садах и школах, специализированных логопедических центрах, поликлиниках. Главной целью формирование речевой среды является создание условий для развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также у детей старшего возраста с отклонениями в развитии или приобретенными заболеваниями.

Что это такое?

Речевая развивающая среда – это либо активизирующий, либо сдерживающий речь. От предметного окружения зависят темпы и качество развития словарного запаса и способности правильно говорить. При его формировании учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Необходимость формирование речевой развивающей среды продиктована особенностями речи современных детей. Нехватка времени у родителей, скудные знания у педагогов и низкая потребность в игрушках ввиду высокой заинтересованности гаджетами становится препятствием на пути к грамотной, четкой речи. Сейчас правильная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – большая редкость, поэтому важно обустроить окружающую среду для улучшения природных навыков.

Основные цели и задачи

Формирование развивающей среды необходимо для решения следующих задач:

  • обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
  • обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
  • предоставление возможности для самостоятельного развития речи;
  • создание условий для комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
  • формирование условий для экспериментальной деятельности в рамках развития речевых навыков.

Главной целью мероприятий является формирование развивающей речевой среды, включающей предметы, обучающие материалы и психологические факторы, необходимой для развития у детей навыков речи.

Правильно организованная среда обеспечивает:

  • формирование фонетического восприятия и слуха;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • закрепление навыков, полученных на занятиях, в том числе навыков правильного произношения звуков;
  • активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий;
  • развитие связной речи.

Каждый ребенок должен иметь доступ к развивающей среде и принимать участие в речевом развитии в рамках общеобразовательной программы.

Основные качества речи

Одним из важных условий формирования развивающей речевой среды является правильная речь у педагога. Она должна соответствовать следующим качествам:

  • соответствие языковым нормам;
  • точность обозначения, чтобы дети сразу понимали, о чем идет речь;
  • логичность, наличие в высказывании трех компонентов: начало, основная часть и конец высказывания;
  • отсутствие слов-паразитов;
  • выразительность, захватывающая внимание;
  • богатство, характеризующееся наличием большого количества слов, несущих смысловую нагрузку;
  • уместность употребления тех или иных выражений в определенном месте и времени.

В процессе обучения у детей должна сформироваться речь, соответствующая перечисленным качествам.

Речевая компетенция

Еще одно важное понятие, используемое при обучении детей – речевая компетенция. Это умение ребенка пользоваться речью в определенной ситуации, используя речевые и неречевые средства.

Речевая компетенция имеет несколько составляющих:

  • Лексическая. Предполагает наличие словарного запаса, свойственного возрастной категории ребенка. Также сюда входит умение употреблять образные выражения, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
  • Грамматическая. Предполагает получение навыков образования и правильного употребления грамматических форм.
  • Фонетическая. Предполагает развитие речевого слуха, являющегося основой восприятия и различения фонологических средств языка.
  • Диалогическая. Предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми.
  • Монологическая. Предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить связные высказывания разных типов.

Эти понятия активно используются логопедами при формировании учебных групп и развивающей среды для детей.

Степени сложности по возрастам

Формирование развивающей среды должно выполняться в зависимости от возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе есть свои нюансы:

  • Младшая группа. Основной акцент делается на рассматривании детьми книг, картинок, игрушек для развития интуитивной речи.
  • Средняя группа. Помещение оснащается уголком интересных вещей, состоящим из набора картинок, фотографий, открыток, магнитов.
  • Старшая группа. Оснащается зеркалами, магнитами, буквами, книгами.

Игры должны быть разнообразными, интересными для каждой возрастной группы.

Требования ФГОС

При формировании развивающей среды важно ориентироваться на требования ФГОС. К ним относится:

  • Доступность всех помещений и уголков для каждого воспитанника.
  • Свободный доступ к играм и книгам.
  • Удобное расположение, вдали от дверей.
  • Хорошая освещенность в любое время суток.
  • Эстетичность оформления.
  • Насыщенность, вариативность, чтобы у каждого ребенка был выбор занятий.

В оформлении уголка педагог может проявить индивидуальный вкус и творчество. Главное, чтобы результат соответствовал требованиям ФГОС и способствовал развитию речи у воспитанников.

Заказать комплексное оснащение групп вы можете в нашей компании «Доступная страна». Работаем с коммерческими и государственными организациями.