Оснащение кабинета логопеда
При оснащении кабинета логопеда в детских дошкольных учреждениях учитываются требования ФГОС и СанПиН. Это позволяет создавать безопасную, интересную, развивающую среду для коррекции речевых нарушений. Правила распространяются на все общеобразовательные учреждения, включая детские сады, частные развивающие центры, коррекционные школы.
Материально-техническое оснащение
Для работы логопеда выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м. Кабинет обеспечивается специальным оборудованием. Администрация образовательного учреждения несет ответственность за материально-техническое оснащение, его санитарное содержание, своевременный ремонт помещения и замену оборудования.
Требования к кабинету:
- изолированность от других помещений;
- освещенность создает зрительный комфорт для учащихся и педагога, соответствует светотехническим нормам;
- в кабинете или непосредственной близости от него устанавливается умывальник.
Оформление кабинета должно обеспечивать комфортность, многофункциональность, вариативность. Для этого подбирается оборудование, удобное для детей и педагога, с возможностью его перемещения, использования для разных возрастных групп.
Оборудование кабинета
При оснащении помещения подбирается оборудование и мебель, помогающие реализовывать программы по развитию и коррекции речи. В рабочей зоне педагога устанавливается:
- письменный стол;
- компьютерный стол и оргтехника;
- стул для взрослого;
- стеллажи для размещения инструментов, методических материалов, литературы и документов;
- магнитофон.
В учебной зоне размещается:
- комплект мебели для детей;
- зеркала для индивидуальных и групповых занятий;
- логопедические инструменты;
- настольно-печатные игры;
- музыкальные инструменты;
- наборы пальчиковых игр;
- литература.
Это базовый набор логопеда, который необходим для реализации образовательных программ.
Требования к оборудованию
В СанПиН содержится ряд требований к оборудованию, которое используется для оснащения кабинетов специалистов:
- каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в соответствии с его ростом;
- не допускается использование табуретов и скамеек без спинок вместо стульев;
- мебель должна быть изготовлена из безвредных, гипоаллергенных материалов;
- парты расставляются в таком порядке – меньшие ближе к доске;
- для детей с нарушениями слуха и зрения выделяются рабочие места на первых рядах;
- для педагога устанавливается меловая доска, имеющая хорошую адгезию с материалом, износостойкая, легкая в уходе, имеющая антибликовое покрытие, либо заменяется интерактивной доской;
- потенциально опасные предметы, которые дети могут использовать не по назначению, размещаются на верхних полках, либо в закрываемых ящиках.
Оборудование должно быть мобильным, удобным для перемещения. В логопедических кабинетах нет особых требований к размещению мебели. Она может быть расставлена классическим образом – порядно перед доской учителя, либо в форме круга, если предполагаются занятия с небольшой группой детей.
Методические материалы
Методические материалы подбираются в соответствии с программой. Главное требование – их эффективность, полученное одобрение от Министерства образования. У логопедов в арсенале должны быть книги с рекомендациями по устранению речевых нарушений, общению с проблемными детьми и т.д. Обязательно наличие литературы для детей. Это могут быть книги с картинками, буквами, артикуляционной гимнастикой.
Перед началом урока педагог подготавливает учебные материалы – распечатывает задания, карточки. Для этого рабочий стол оснащается компьютером или ноутбуком с программным обеспечением, принтером, сканером и ксероксом.
В процессе обучения задействуются различные материалы:
- настольные игры;
- пальчиковые игры;
- игрушки для развития мелкой моторики;
- музыкальные инструменты и т.д.
На стенах размещаются информационные плакаты, азбука.
Инструменты для логопеда
Наличие логопедических инструментов – важное условие оснащения кабинетов. Для коррекции речи используются:
- комплексные наборы для логопеда;
- логопедические тренажеры;
- постановочные зонды;
- массажеры для логопедического массажа;
- интерактивный навесной комплекс;
- логопедические мозаики;
- лабиринты для подготовки руки к письму;
- зеркала.
При оснащении логопедических кабинетов учитывается принцип вариативности, чтобы у каждого ребенка был выбор материалов для обучения. Для этого используется как печатная литература, так и интерактивное оборудование.
Компания «Доступная страна» предлагает большой выбор современного оборудования для детских садов, школ, развивающих центров. Помогаем в оснащении кабинетов логопедов, психологов, дефектологов в соответствии с требованиями ФГОС и СанПиН.
Еще на эту тему: