Top.Mail.Ru

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении

31 октября 2022

Вопрос построения развивающей предметно-пространственной среды в современных детских садах имеет особое значение. От окружающей среды зависит качество обучения и темпы развития воспитанников. Проектирование детской предметно-развивающей среды должно проводиться с учетом требований ФГОС, принципов доступности, безопасности и насыщенности. Это позволяет сделать окружающую детей среду максимальной эффективно и рабочей, чтобы в процессе воспитания и обучения были задействованы все организованные зоны.

Актуальность проблемы

Проблема организации развивающей среды стала актуальной после введения ФГОС. Это свод требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Правильно сформированная развивающая среда способствует правильному развитию и полноценному обучению детей. Она делает занятия более увлекательными и эффективными, помогает детям адаптироваться в детском саду.

С классической моделью развивающей среды детский сад становится местом воспитания, обучения, получения навыков. Основное требование – доступность среды всем воспитанникам.

Общие положения ФГОС

Отношения в сфере образования – основной предмет регулирования ФГОС дошкольных учреждений. Федеральный стандарт учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, а также содержит основные принципы. К ним относится:

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и ценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • обогащение детского развития, полноценное проживание детьми всех этапов детства;
  • формирование благоприятной социальной ситуации развития каждого воспитанника;
  • содействие в сотрудничестве детей и взрослых;
  • приобщение детей к социальным и культурным нормам, традициям народа, общества и семьи;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий детей посредством включения их в различные виды деятельности;
  • учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.

ФГОС регулирует требования обустройства групп детских садов с целью создания благоприятной для обучения и развития атмосферы.

Цели и задачи

ФГОС выполняет следующие задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия в период дошкольного и младшего школьного возраста;
  • сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка, развитие его творческого потенциала;
  • формирование обшей культуры воспитания.

Главной целью внедрения ФГОС является воспитание здоровой, образованной личности, готовой к взрослой жизни.

Проектирование развивающей среды направлено на предоставление детям возможности развития индивидуальностей, с учетом их возрастных особенностей, интересов, уровня активности. Для этого окружающая воспитанников среда обогащается оборудованием, мебелью и материалами, стимулирующими двигательную, познавательную, эмоциональную активность.

Разработка и внедрение проекта по созданию развивающей среды решает следующие задачи:

  • обеспечение условий для развития творческих и познавательных способностей детей;
  • поддержание познавательной активности, обеспечение условий для ее дальнейшего роста;
  • создание благоприятных условий для реализации приобретенных навыков;
  • создание благоприятных условий для эмоционального проживания воспитанником различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Развивающая среда позволяет детям получать навыки и применять их на практике, реализовать свои эмоциональные потребности, улучшать физическое здоровье.

Требования к проектированию

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо ориентироваться на следующие требования:

  • функция сохранения единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования;
  • функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующейся на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка;
  • функция повышения качества и эффективности дошкольного образования.

При проектировании развивающей среды ориентир должен быть направлен на сохранение и обеспечение перечисленных функций. Это обеспечивает создание благоприятной, комфортной атмосферы, способствующей полноценному развитию воспитанников.

Психо-педагогические требования

Еще одно важное условие формирования развивающей среды – соответствие психо-педагогическим требованиям:

  • гендерные различия;
  • целесообразность педагогической ценности;
  • оптимальность;
  • интегративность;
  • соответствие развивающей функции;
  • сертифицированность;
  • качественность игрушек и обучающих материалов;
  • продуктивная деятельность;
  • познавательно-исследовательская направленность;
  • региональность;
  • патриотичность.

Готовая развивающая среда должна полностью соответствовать реализации образовательных областей.

Принципы создания

Пространство группы детского сада должно быть поделено на зоны, каждая из которых позволяет заниматься определенным видом деятельности. При формировании этих зон необходимо учитывать основные принципы построения развивающей среды:

  • Принцип дистанции. Важно, чтобы педагоги были наравне с воспитанниками, а не занимали позицию «сверху». Для этого устанавливается мебель, позволяющая общаться «глаза в глаза». Это делает отношения более открытыми и доверительными.
  • Принцип активности, самостоятельности и творчества. Дети должны иметь доступ к материалам, позволяющим проявлять свои творческие способности.
  • Принцип стабильности, динамичности. Подразумевает возможность изменять развивающую среду, чтобы она была динамичной, полифункциональной, меняющейся в зависимости от возраста, интересов детей.
  • Принцип гибкого зонирования. Этот принцип позволяет детям самостоятельно выбирать занятие в зависимости от интересов ребенка и его желаний.
  • Принцип индивидуальности. Развивающая среда должна позволять детям проявлять свою индивидуальность, создавая эмоциональное благополучие.
  • Принцип учета половых и возрастных различий. Среда должна быть построена таким образом, чтобы удовлетворять интересы девочек и мальчиков в равной степени, предоставляя детям игры с гендерными отличиями.

Развивающая среда должна быть разнообразной, удобной, интересной.

Прогнозируемые результаты

Правильно сформированная развивающая среда позволяет воспитанникам детского сада получать необходимые им знания и навыки. Дети растут в условиях эмоционального благополучия, умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В компании «Доступная страна» вы можете заказать оснащение детского сада в соответствии с требованиями ФГОС и в рамках формирования развивающей среды.