Кабинет психолога по ФГОС
Кабинет психолога является неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольных, школьных учреждениях и развивающих центрах. Чтобы работа с детьми была успешной и продуктивной, помещение должно иметь оснащение, соответствующее требованиям ФГОС.
Основные требования к кабинету
При обустройстве кабинета психолога нужно придерживаться, в первую очередь, общих требований:
- Удобное расположение. Если организация предусматривает работу с детьми, имеющими ограниченными возможности здоровья (здесь подробнее о руководстве по адаптации окружающей среды), то кабинет располагается на первом этаже и не имеет препятствий. При наличии лифта в организации этажность не имеет значения. При полной доступности важно сохранение конфиденциальности – отдельный вход, отсутствие смежных кабинетов.
- Приватность. Не допускается обустройство проходного помещения для работы с психологом. Класс должен быть приватным, без открытых окон, если расположен на первом этаже, без стеклянных дверей.
- Звуковая изоляция. Не рекомендуется использовать для оказания психологической помощи кабинеты, расположенные рядом с музыкальным и спортивным залом. В помещении должна сохраняться максимальная тишина, что создаёт чувство уединения и покоя.
- Благоприятный микроклимат. Хорошую результативность показывают консультации, проведенные в помещениях с благоприятным микроклиматом – температура воздуха на уровне 20-22 градусов, влажность воздуха около 65%.
Согласно требованиям ФГОС и правилам организации развивающей среды для детей, при обустройстве кабинета важно придерживаться четырех принципов:
- Разнообразие детства. Значимо всё, что происходит с ребенком сейчас. Дети должны иметь возможность развиваться и учиться, используя для этого различные материалы и техническое оснащение.
- Взаимодействие с педагогами и родителями. При работе с психологом важно взаимодействие с педагогом и участие родителей в коррекционном процессе. Обучающие материалы подбираются с учётом того, чтобы ребенок имел возможность работать не только самостоятельно, но и с активным участием взрослых.
- Уважительное отношение к ребенку. От педагога требуется уважение к ребенку как к личности, при работе учет личных границ.
- Реализация программ, соответствующих возрасту ребенка. Обучающие программы подбираются с учётом возрастных особенностей обучающегося.
Соблюдение перечисленных требований позволяет создать оптимальную для развития и обучения среду, в которой ребенку будет комфортно и безопасно.
Требования к техническому оснащению
В соответствии с ФГОС, для обустройства кабинета используется:
- письменный и рабочий стол;
- шкафы, стеллажи, полки для хранения методической литературы;
- психологический инструментарий;
- компьютер, сканер, принтер;
- комплект мягкой мебели для детей;
- светильник с приглушенным светом.
У кабинета должно быть несколько функциональных зон, каждая из которых оснащается определенным комплектом оборудования и материалов.
Зона ожидания
Предназначена для посетителей, ожидающих приема и родителей, чьи дети находятся на консультации или коррекционной работе. Оборудуется мягкими креслами или диванами.
Для посетителей устанавливается информационный стенд с расписанием, полезными материалами. На журнальном столике размещаются раскраски, развивающие игрушки для детей, журналы для взрослых. Обстановке должна быть нейтральной, без ярких цветов, спокойной, вызывающий чувство расслабления.
Зона первичного приема
В этой части кабинета ведётся первичный прием посетителей. Здесь дети и родители знакомятся с психологом, поэтому обстановка должна быть непринужденной, располагающей к общению. Если на этапе знакомства специалист не сможет расположить к себе ребенка, то дальнейшая работа не покажет нужную эффективность.
Зона первичного приема оснащается мягкими, удобными креслами или диваном, стеллажом, где хранятся карточки посетителей, методические материалы для диагностики.
Рабочая зона психолога
Здесь специалист работает с личными делами пациентов, оформляет документацию. Устанавливается письменный стол, компьютер, оргтехника, стеллажи и комоды.
В этой зоне создаются условия для комфортной и эффективной работы психолога. Все необходимые материалы должны быть под рукой.
Зона консультации
Оборудование для зоны консультации подбирается в минимальном количестве. Здесь проводятся беседы в уединенной обстановке. Атмосфера должна быть соответствующей – спокойной, располагающей к общению. Внимание ребенка не должны отвлекать яркие цвета, картинки на стенах, игрушки.
В зоне консультации устанавливается небольшой журнальный столик, удобные кресла.
Зона диагностики
В этой части помещения устанавливается оборудование для диагностики психоэмоционального состояния ребенка, уровня его развития. Для работы психологу потребуется просторный стол со стульями, стеллажи, комоды.
Из материалов требуются игрушки, карточки, различные комплексы для реализации программы.
Зона коррекционно-развивающей работы
Может совмещаться в кабинете с зоной диагностики. Используется для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми с целью коррекции и развития.
В этой зоне располагается основная материально-техническая база: игрушки, проектор, музыкальный проигрыватель, карточки, наборы психолога.
Игровая зона
При работе с педагогом важно не только обучение, но и развлечение. В игровой зоне располагаются предметы для активных и спокойных игр. Если позволяют размеры помещения, то зона разделяется ещё на несколько зон – театральный кружок, спортивный уголок и т.д.
К игровой зоне особых требований нет. Главное, чтобы в наличии были игрушки, интересные детям разных возрастов и увлечений.
Зона снятия напряжения
В этой зоне дети отдыхают после игр, расслабляются. Для этого устанавливается аквариум, оборудуется сенсорный уголок, мягкие пуфики.
Участие педагога в процедуре снятия напряжения обязательно, но он позволяет ребенку самостоятельно выбрать интересное занятие и наблюдает со стороны.
Зонирование помещения осуществляется при помощи отделки, оборудования, перегородок, занавесок.
Что должно быть в кабинете из оборудования?
Дети нуждаются в разнообразной деятельности, даже когда речь идёт о простой диагностике. Чтобы занятия с психологом проходили комфортно и результативно, особое внимание уделяется оборудованию. Недостаточно поставить стол и шкаф, положить перед ребенком карточки с изображением животных и овощей. Дети, нуждающимся в коррекции, должны иметь доступ к разнообразным материалам.
Компания «Доступная страна» предлагает большой выбор современного оборудования для оснащения дошкольных и школьных учреждений. Мы поставляем как отдельный инструментарий, так и целые комплексы.
Предлагаем наборы, разработанные известными педагогами-психологами:
- Набор «Монтессори». Разработан по известной методике Марии Монтессори. В основе метода – самовоспитание ребенка. Акцент делается на развитие сенсорно-моторных навыков, математических способностей ребенка. Набор подходит для дошкольников, а также для детей с задержкой развития.
- Игровой набор «Дары Фребеля». Изготовлен на основе методик Ф. Фребеля. Набор рассчитан на индивидуальные и групповые занятия. Подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию мелкой моторики, памяти, интеллекта.
Для оснащения коррекционно-развивающей зоны мы предлагаем дидактические столы, соответствующие требованиям ФГОС:
- Меловой. Открывает простор для фантазии ребенка. Имеет чернильную графильную поверхность, на которой удобно рисовать мелками. Стол подходит для индивидуальных и групповых занятий, может использоваться для игр и обучения.
- Космический. Игра по принципу лабиринта. Способствует развитию логики, мышления, памяти. Имеет регулируемую высоту.
- Занятный. Способствует развитию мелкой моторки, координации движений кистей рук, логического мышления. Стол знакомит детей с геометрическими формами и цветами.
Также у нас представлены интерактивные столы и комплексы для удобной работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Работаем государственными и частными учреждениями, предлагая оснащение кабинетов под ключ. Для получения индивидуального коммерческого предложения напишите нам на почту zakaz@dstrana.ru.
Еще на эту тему: