Предметно развивающая среда психологов
Эмоциональная нестабильность, ранимость, нехватка внимания присутствуют практически у каждого ребенка. В большинстве случаев проблемы психологического характера полностью преодолеть не получается, они остаются с человеком на всю жизнь. Чтобы ребенок легче адаптировался к окружающей его среде, умел общаться со сверстниками и взрослыми, ему требуется постоянное присутствие психолога в рамках общеобразовательного процесса.
При этом сам специалист должен создать для детей развивающую среду, которая поможет каждому ребенку восстановить эмоциональный фон, устранить зажатость, комплексы и другие факторы, мешающие полноценному развитию. Развивающая среда детского психолога должна быть сформирована по правилам ФГОС, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Что это такое?
Предметно-развивающая среда кабинета психолога – это пространство, окружающее ребенка. Это один из способов формирования у воспитанников чувства ответственности, самостоятельности и самодеятельности. Обогащение среды должно проводиться с учётом закономерностей развития детей, возрастных особенностей.
Оснащение кабинета психолога для формирования развивающей среды проводится с учётом специфики работы специалиста. В детском саду функции психолога следующие:
- психологическое и педагогическое сопровождение реализации образовательных программ, предусмотренных ФГОС;
- оценка безопасности детского сада с психологической точки зрения;
- консультирование детей, воспитателей, родителей;
- диагностирование, корректирующая и развивающая работа с воспитанниками;
- психологическая профилактика.
Созданная развивающая среда должна обеспечивать психологический комфорт детей, создавать возможности для развития речи, познавательных процессов.
Актуальность проекта
В соответствии с требованиями ФГОС психологическое сопровождение образовательного процесса является обязательной частью дошкольного образования. Развивающая предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление психического здоровья и эмоционального благополучия детей;
- максимальное задействование пространства ДОУ в образовательных целях;
- построение вариативного образования, построенного на возможности выбора игрушек и материалов для занятий;
- создание условий для ежедневной трудовой мотивации и дисциплины;
- открытость дошкольного образования, вовлечение родителей в образовательный процесс по возможности;
- создание условий для получения образования на равных для всех условиях.
Развивающая среда психолога важна для стабильного эмоционального состояния детей, которые нуждаются в поддержке специалиста.
Цели и задачи
Главная цель развивающей среды – создание условий для обучения и развития дошкольников. В плане показателей психолог достигает следующего:
- Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.
- Ребенок уверен в себе, своих силах, он открыт внешнему миру, обладает чувством собственного достоинства, испытывает положительные эмоции.
- Ребенок уважает чувства других людей, умеет договариваться, находить компромиссы. Он радуется успехам близких и сопереживает их неудачам.
- У ребенка хорошо развито воображение, что проявляется в разных видах деятельности.
- Ребенок проявляет творческие способности в рисовании, лепке, вырезании, танцах, пении и других художественных направлениях.
- У ребенка хорошо развита крупная и мелкая моторика. Он умеет работать как с маленькими, так и с крупными предметами, умеет контролировать свои движения.
- Ребенок способен к волевым усилиям в разных сферах деятельности, умеет доводить дело до конца.
Для достижения перечисленных целей и правильного формирования развивающей среды выполняется комплекс задач:
- разработка архитектурно-строительного плана кабинета;
- зонирование пространства кабинета психолога;
- оснащение кабинета современными методическими материалами, книгами, играми.
Решение задач направлено на получение правильной развивающей среды, которая поможет детям решать проблемы психологического характера.
Основная структура проекта
Для формирования развивающей среды помещение разделяется на несколько зон:
- Консультирование. Здесь устанавливается стол и стулья.
- Диагностика и коррекция. Необходим детский столик, стулья, стеллаж с игрушками, дидактическими играми.
- Организационно-методическая работа. В этой зоне хранятся материалы, книги, пособия.
- Релаксации. Место, где ребенок может расслабиться, поиграв с кинетическим песком, посидев в мягких креслах.
Разделение на зоны выполняется в зависимости от площади помещения и функций, выполняемых психологом.
Прогнозируемые результаты
Результат работы над проектом – правильно сформированная, разнообразная развивающая среда. Она характеризуется доступностью, вариативностью, функциональностью. Детям заниматься с материалами интересно, увлекательно.
Заказать оборудование для оснащения кабинетов специалистов и групп в детских садах для формирования развивающей среды вы можете в компании «Доступная страна».
Еще на эту тему: