Кабинет психолога в ДОУ
Кабинет педагога-психолога – это помещение, где дети получают психологическую помощь. Специалист работает над коррекцией поведения, интеллектуальным развитием, устранением комплексов, зажатости и других факторов, мешающих полноценной жизни. Чтобы процедура была максимально эффективной, кабинет психолога оформляется в соответствии с требованиями ФГОС, оснащается современным оборудованием, методическими материалами.
Роль педагога-психолога
В детских садах присутствие психолога обязательно. Занятия с ним являются частью образовательного процесса для всех детей на каждом возрастном этапе. Но особая потребность у воспитанников, имеющих отклонения в развитии, психологические проблемы, ОВЗ.
В процессе работы психолог решает следующие задачи:
- Развитие навыков коммуникации. Одна из распространенных проблем у современных детей – сложности с коммуникацией. Ребенок становится замкнутым, необщительным по разным причинам, чаще всего они скрываются внутри семьи. От педагога-психолога требуется повысить уверенность в себе, сформировать желание и потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
- Подготовка к школе. В школе от ребенка требуется усидчивость, хорошая память, восприятие информации. В кабинете педагога-психолога будущий школьник учится работать за партой, выполнять задания в команде со сверстниками. Специальные игровые инструменты помогают развивать мыслительные процессы, память.
- Развитие личности. В ДОУ ребенку помогают принять себя как личность, дифференцировать от родителей и сверстников.
- Развитие мелкой моторики, творческих способностей. Работа с психологом – это не только беседы «по душам», но и различные игры, занятия. Они интересны детям, помогают развивать мелкую моторику, интеллект, память, мыслительные способности.
- Коррекция поведения. Если у воспитанника наблюдается нежелательное поведение, то специалист корректирует этот момент.
В кабинете дошкольного психолога воспитанники проходят несколько стадий развития. Для каждой возрастной группы применяется определенная методика, обеспечивающая правильное воспитание и становление личности.
Требования к кабинету педагога-психолога
Чтобы занятия с педагогом-психологом были продуктивными и вызывали только положительные эмоции, кабинет должен обустраиваться в соответствии со многими требованиями. Главные из них – расположение помещения. Оно должно находиться в доступности для детей и родителей, но вдали от помещений хозяйственного обслуживания, музыкальных и физкультурных залов, медицинского и административного блока. Кабинет не должен быть проходным, наличие отдельного входа обязательно. Чтобы ребенок не боялся ходить к специалисту, дверь оформляется нейтрально, в светлых оттенках, либо с нанесение рисунков.
Кабинет должен обеспечивать приватную обстановку и защиту от посторонних глаз, поэтому не допускается наличие внутренних окон и стеклянных дверей. Внешние окна завешиваются занавеской.
Напольное покрытие выбирается мягкое, легкомоющееся. Этим критериям соответствует линолеум. В игровой зоне на пол укладывается ковролин или резиновые коврики.
Цветовое решение не должно быть ярким и подавляющим. В предпочтении нейтральные, спокойные оттенки – бежевый, кремовый, белый, светло-зеленый, голубой.
Важное правило при оформлении кабинета практикующего психолога – ничего лишнего. Исключается оформление помещения личными вещами – картинами, фотографиями. Также не стоит перебарщивать с растениями, рисунками. Если оформления будет слишком много, то это разрушит психологическое пространство, создаст гнетущую обстановку, а ребенка будет отвлекать от занятий.
Зонирование помещения
В кабинете должно быть предусмотрено несколько функциональных зон, каждая из которых имеет свое предназначение.
Зона консультативного приема оформляется уютно, в спокойном фоне. Обстановка здесь должна быть доверительной, располагающей к общению. Для этого устанавливаются мягкие кресла или диван, журнальный столик, литература для родителей, искусственное мягкое освещение. Дополнительно используются:
- распечатки с играми и упражнениями для детей;
- картотека по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения;
- картотека с личными делами.
Игровая зона имеет особое значение. Здесь дети не просто играют, а развиваются с использованием игрушек. Эта зона направлена на снятие напряжения у детей при контакте с психологом.
При обустройстве игровой зоны учитываются следующие требования:
- на пол укладывается мягкий ковер;
- игрушки располагаются на стеллаже или прикрепленных к стене полках;
- верхняя полка с игрушками должна находиться на высоте не более метра, все игрушки располагаются в полной доступности для детей.
Для оформления зоны используются игрушки нескольких видов:
- Из реальной жизни. К ним относятся куклы, домики для кукол, машины, одежда для переодевания, пальчиковые куклы. Эти игрушки используются для воспроизведения ситуаций из реальной жизни.
- Помогающие отреагировать отрицательные эмоции. Они направлены на выплеск негатива. К ним относятся солдатики, игрушечное оружие, дартс, наручники.
- Для творческого самовыражения. Для развития творческих способностей воспитанников используется игровой многофункциональный стол, развивающие наборы психолога и др.
Зона релаксации в кабинете детского психолога направлена на расслабление, снятие усталости, помогает отдохнуть. При ее оформлении используются спокойные оттенки и минимум инвентаря. Освещение должно быть ненавязчивым, приглушенным. Из оборудования устанавливается аквариум, проектор, мягкие пуфики.
Зона развивающих занятий в ДОУ направлена на стимуляцию психической активности воспитанников. Здесь можно устанавливать интерактивные и дидактические столы, сухие бассейны, настольные песочницы. Обязательно присутствие предметов для активных игр.
В зоне организационно-планирующей деятельности устанавливается рабочий стол, компьютер с программным обеспечением, стеллаж для дидактических материалов и литературы. Высокую эффективность показывают развивающие наборы психолога, содержащие несколько модулей, разработанных известными педагогами.
Необходимое в кабинете оборудование
В перечень оборудования, необходимого психологу детского сада, входит:
- Письменный рабочий стол.
- Шкафы, полки, стеллажи для хранения инструментария и документации.
- Закрытые стеллажи или сейф для хранения личных дел воспитанников.
- Компьютер со специализированным программным обеспечением, предназначенным для педагогов.
- Оргтехника для сканирования, ксерокопирования и печати документов, материалов.
- Техника для воспроизведения музыки, проектор.
- Учебно-методические материалы.
- Игровые наборы.
- Диагностический инструментарий, бланки для тестирования, карточки.
- Канцелярия.
- Мебель для посетителей
В современном кабинете специалиста присутствует интерактивное оборудование, вовлекающее в обучающий процесс как можно больше детей. Интерактивные панели интересны дошкольникам, на них можно включать игры для любой возрастной категории.
Главные принципы работы специалиста
Работать с детскими страхами, комплексами, отклонениями очень сложно, особенно с воспитанниками, которые плохо идут на контакт. Но если программа выбрана правильно, а специалист ответственно подходит к выполнению задач, то заметен положительный результат. Добиться этого можно при соблюдении следующих принципов:
- Доступность. Помощь психолога должна быть доступна всем детям, независимо от пола, возраста, национальности, религии.
- Лояльность. Ко всем детям специалист должен относиться одинаково, уважая каждого воспитанника.
- Выбор. При обучении у ребенка должен быть выбор занятий, чтобы он обучался с теми предметами, которые ему нравятся.
- Комплексная работа. Во многих случаях требуется привлечение родителей, если проблема нарушения поведения или замедленного развития кроется в семейных проблемах.
Компания «Доступная страна» предлагает большой выбор оборудования для кабинетов специалистов в детских дошкольных учреждениях. Помогаем организовать все зоны в помещении, чтобы сделать его удобным, функциональным, располагающим к комфортной терапии.
Еще на эту тему: