Доступная среда в школе
Создание доступной среды для инвалидов в школе – важное требование к образовательным учреждениям. Оно регулируется законом о социальной защите инвалидов, СП 59.13330.2020, Приказами Минпросвещения. Адаптация школы включает установку оборудования и технических средств, помогающих детям перемещаться по территории и зданию объекта, получать знания и развиваться.
Особенности организации учебного процесса с участием детей-инвалидов
При внедрении доступной среды для средних школ важно учитывать специфику работы данной организации. Если учебное заведение было построено давно, то почти наверняка кабинеты у него маленькие, дверные проемы – узкие. Это делает невозможным посещение занятий учеников на инвалидных колясках. И чтобы не реконструировать каждую школу, в городах начали открываться отдельные учреждения для обучения детей с ОВЗ. Здесь всё сделано в соответствии с программой «Доступная среда», СП 59.13330.2020 и Приказом Минпросвещения.
При организации учебного процесса и оснащении организации в рамках реализации доступной среды выполняется следующее:
- увеличивается ширина дверных проемов;
- отводятся отдельные места для детей на инвалидных колясках;
- обучается персонал работе с «особенными детьми»;
- обустраиваются сенсорные комнаты и комнаты психологической разгрузки;
- обустраиваются комнаты для реабилитации детей;
- нанимаются специалисты по работе с детьми-инвалидами: логопеды, дефектологи, неврологи, психологи, реабилитологи;
- помещения и прилегающая к зданию территория оснащается техническими средствами для визуальной, тактильной или звуковой информации.
В образовательном учреждении ребенок с инвалидностью должен чувствовать себя уверенно и безопасно. Не допускается психологическое давление на учеников или игнорирование поломок, мешающих нормальному передвижению инвалидов.
Правила оснащения здания и территории в рамках доступной среды
При оснащении организации в рамках доступной среды выполняется комплекс работ для каждой зоны:
- Вход в школу. На лестницу или порог устанавливается пологий пандус для инвалидных колясок. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Для удобства передвижения по бокам устанавливаются перила. Дверь в здание должна открываться в противоположную от пандуса сторону. Перед входом можно оповестить охрану через кнопку вызова персонала, чтобы помочь преодолеть распашные двери. Обязательно присутствие тактильных разметок и предупреждающих знаков о предстоящем препятствии для инвалидов по зрению.
- Внутреннее пространство школы. Коридоры по всему периметру школы оснащаются перилами для удобного передвижения на инвалидных колясках и с тростью. Направление движения показывает тактильная желтая разметка. Если в школе несколько этажей, то для подъема инвалидной коляски предусматривается лифт или вертикальный подъемник. Названия классных кабинетов пишутся крупным тактильным шрифтом и дублируются шрифтом Брайля.
- Школьный гардероб. Для хранения вещей детей, передвигающихся на инвалидных колясках, предусматриваются специальные места возле входа. Обязательно наличие стула, на котором ребенок может спокойно надеть обувь и не упасть.
- Столовая. Ширина прохода между столами должна быть не менее 1,1 м. Для детей на инвалидных колясках и незрячих выделяются места рядом с буфетом, чтобы минимизировать риск столкновения с мебелью. Желательно организовать доставку еды до столов. Если в школе предусмотрено обучение здоровых детей и учеников с ОВЗ, то не следует рассаживать их для исключения психологического дискомфорта.
- Спортивный зал. Стандартные требования к ширине прохода и дверных проемов – не менее 90 см. Наличие раздевалки с крючками для трости.
- Туалет. В школьных туалетах должна быть оборудована минимум одна кабинка для ребенка на инвалидной коляске. Если в учреждении учатся дети разных групп, то желательно для детей с ОВЗ выделить отдельный туалет.
- Классы. Важно оборудовать классы на первых этажах, если в многоэтажной школе не предусмотрен лифт или подъемник. Внедрение доступной среды предполагает соблюдение стандартных требований к ширине проходов. Для детей с нарушениями слуха и зрения выделяются первые парты в ряду возле окна и в среднем ряду. Для инвалидов-колясочников – первые парты в ряду около входа в кабинет. Для слабослышащих детей устанавливаются индукционные системы для повышения качества звука и передачи его на слуховые аппараты.
Дети с ограниченными возможностями должны получать знания наравне со здоровыми детьми. Для этого внедряется доступная среда, убирающая существующие для инвалидов барьеры.
Рекомендуемое оборудование
Физическая доступность для детей обеспечивается СП 59.13330.2020 и подразумевает беспрепятственный доступ в помещения. Что касается адаптации классов и самого рабочего процесса, то требуется современное компьютерное и сенсорное оборудование. Мы подготовили готовые наборы базовых рабочих мест для детей с разными нозологиями. Они сформированы с учетом рекомендаций Минпросвещения.
В школах рекомендуется предусмотреть возможность обустройства сенсорной комнаты. Здесь дети развлекаются и расслабляются, что очень полезно при различных нозологиях. Оборудование для сенсорной комнаты вы найдете в каталога магазина «Доступная страна».
Еще на эту тему: