Адаптация ВУЗа для инвалидов
Согласно вступившему в 2016 году в силу Приказу № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», должна выполняться адаптация ВУЗов для студентов с ОВЗ и инвалидов. Это требование соответствует регламенту программы «Доступная среда», направленной на создание безопасной и комфортной среды для инвалидов.
Ресурсы тьютора при создании доступной среды в ВУЗе
В инклюзивном образовании важным звеном выступает тьютор. Это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность ребенка с ОВЗ, помогая ему избавиться от психологического дискомфорта, а также оказывая поддержку в использовании современного оборудования и технических средств, предназначенных для обучения детей с ОВЗ.
Тьютор, в отличие от обычных преподавателей, во время адаптации образовательного учреждения для студентов-инвалидов учитывает ресурсы, которые позволяют сделать ВУЗ более комфортным не только с физической, но и с психологической стороны. К этим ресурсам относится:
- Ресурсы молодых людей. Сюда относятся интересы, увлечения, способности.
- Ресурсы семьи инвалида. Рассматриваются взаимоотношения с родными, психологический климат в семье, особенности семьи (полна/неполная, благополучная/неблагополучная).
- Ресурсы окружающей среды. К ним относятся особенности, инфраструктура района, доступный транспорт.
- Образование. Было ли получено другое высшее образование до ВУЗа, есть ли пройденные курсы.
- Финансовое состояние семьи. Есть ли у семьи возможность купить развивающее оборудование, специальные устройства для обучения.
Перечисленные ресурсы помогают адаптировать учреждения образования под нужды студентов с инвалидностью.
Составляющие инклюзивной среды в ВУЗе
При создании доступной среды в образовательных учреждениях необходимо опираться на составляющие инклюзивной среды:
- объективная среда – организация пространства, мебель, освещение;
- субъективная среда – отношения с другими студентами, преподавателями;
- информационная среда – пособия, методические материалы, индивидуальный учебный план, адаптированная программа;
- нормативная среда – действующие законы, нормативные акты и т.д.
Перечисленные составляющие помогают создать комфортную и безопасную среду в физическом и психологическом плане.
Последовательность адаптации ВУЗов
Адаптация учреждений высшего образования проводится в несколько этапов:
- Проектирование. Чтобы правильно внедрить программу «Доступная среда», нужно составить проект. Его разработка может проводиться как до начала строительства учреждения, так и для уже построенного ВУЗа.
- Реализация проекта. При реализации составленного проекта учитываются нормы и требования, указанные в СП 59.13330.2020.
- Проведение обследования. После завершения реализации программы необходимо провести исследование, чтобы убедиться в наличии всех необходимых средств для инвалидов.
- Получение паспорта доступности. Завершается адаптация получением паспорта доступности. В нем подтверждается, что объект полностью соответствует требованиям законодательства и готов принимать студентов с инвалидностью.
Компания «Доступная страна» предлагает большой выбор оборудования для адаптации высших учебных заведений. Есть готовые решения для ВУЗов, в том числе, состоящие из оборудования, одобренного Министерством образования. Для консультации и заказа позвоните нам по телефону 8 (800) 200-13-80.
Еще на эту тему: