Top.Mail.Ru

Адаптация ВУЗов для инвалидов

11 февраля 2022

В 2016 году вступил в силу Приказ №1309 от 09.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Это правовой документ регламентирует особенности обучения людей с ОВЗ в учебных заведениях. Также о доступности ВУЗов и институтов для инвалидов сказано в Письме Минобрнауки РФ от 18.03.2014 №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».

При создании доступной среды в высших учебных заведениях руководствоваться следует СП59.1330.2020.

Рекомендации по доступности зданий

Адаптация всех вузов для инвалидов предусматривает создание безбарьерной среды для безопасного нахождения лиц с ОВЗ в здании и на принадлежащей организации территории. При создании условий для беспрепятственного обучения учитываются особенные потребности инвалидов следующих категорий:

  • слепые и слабовидящие;
  • глухие и слабослышащие;
  • с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Главное требование к зданиям, в которых проводится обучение студентов с инвалидностью – это наличие технической возможности внести изменения в текущую планировку. Это необходимо для внедрения для установки габаритных, сложных устройств, например, вертикального подъемника.

Оснащение ВУЗов в соответствии с рекомендациями законодательства РФ

Основные рекомендации с оснащению зданий высших образовательных учреждений содержатся в документе «Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе, оснащенности образовательного процесса» (утвержден Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн). Согласно этому документу, в ВУЗах для адаптации МГН и обучающихся с ОВЗ должны быть предприняты следующие меры по адаптации:

  • Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания. Студенты на инвалидных колясках и с ОВЗ должны иметь свободный доступ к помещениям общего пользования, входу, запасному выходу. Обязательна установка информационных табличек, табло с бегущей строкой для получения сведений о расположении кабинетов, зон общего пользования.
  • Специальные места в аудиториях для студентов с ОВЗ. Места для инвалидов располагаются как можно ближе ко входу, в той части кабинета, куда инвалид-колясочник может без труда проехать, не мешая другим студентам и не врезаясь в мебель.
  • Оборудованные санитарно-гигиенические комнаты для студентов с разными видами нозологий. В идеале санузел оборудовать конкретно для инвалидов. Если нет возможности оснащать две санитарно-гигиенических комнаты, то в санузле устанавливаются поручни, кнопки вызова персонала, накладки на унитаз и т.д.
  • Установленные в нескольких местах системы сигнализации и оповещения об опасности. В соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, проектные решения зданий учебных заведений должны обеспечивать безопасность маломобильных студентов.
  • Безопасные, со свободным доступом здания студенческих общежитий. В общежитиях следует выделить зону для проживания студентов с ОВЗ. Само строение подлежит такому же техническому оснащению, как и сам ВУЗ.

Отдельное внимание уделяется возможности дистанционного обучения студентов через интернет. Кабинеты должны быть оснащены необходимым компьютерным оборудованием.

Оборудование для инклюзивного образования

Доступность образовательного процесса для студентов с ОВЗ регулируется Министерством образования РФ. Для адаптации студентов с нарушениями зрения в университетах, институтов наша компания рекомендует использовать следующее оборудование, адаптированное под требования Министерства:

  • Базовое рабочее место для слепых и слабовидящих. Включает набор необходимых компьютерных устройств.
  • Портативный тактильный дисплей Брайля.
  • Тактильные индикаторы.
  • Кабинетные таблички со шрифтом Брайля.
  • Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля.
  • Сканирующая читающая машина.

Для студентов с нарушениями слуха:

  • Базовое рабочее место с компьютерной техникой.
  • Беспроводной аудиокласс.
  • Индукционная система.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • Базовое рабочее компьютерное оборудование.
  • Стол для инвалидов-колясочников.
  • Беспроводная кнопка персонала.

Для реализации программы «Доступная среда» обращайтесь в нашу компанию. Предлагаем готовые решения для высших учебных заведений. Поставляем качественное современное оборудование, соответствующее требованиям СП59.13330.2020.


Еще на эту тему: