Адаптация ВУЗов для инвалидов
В 2016 году вступил в силу Приказ №1309 от 09.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Это правовой документ регламентирует особенности обучения людей с ОВЗ в учебных заведениях. Также о доступности ВУЗов и институтов для инвалидов сказано в Письме Минобрнауки РФ от 18.03.2014 №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса».
При создании доступной среды в высших учебных заведениях руководствоваться следует СП59.1330.2020.
Рекомендации по доступности зданий
Адаптация всех вузов для инвалидов предусматривает создание безбарьерной среды для безопасного нахождения лиц с ОВЗ в здании и на принадлежащей организации территории. При создании условий для беспрепятственного обучения учитываются особенные потребности инвалидов следующих категорий:
- слепые и слабовидящие;
- глухие и слабослышащие;
- с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Главное требование к зданиям, в которых проводится обучение студентов с инвалидностью – это наличие технической возможности внести изменения в текущую планировку. Это необходимо для внедрения для установки габаритных, сложных устройств, например, вертикального подъемника.
Оснащение ВУЗов в соответствии с рекомендациями законодательства РФ
Основные рекомендации с оснащению зданий высших образовательных учреждений содержатся в документе «Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе, оснащенности образовательного процесса» (утвержден Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн). Согласно этому документу, в ВУЗах для адаптации МГН и обучающихся с ОВЗ должны быть предприняты следующие меры по адаптации:
- Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания. Студенты на инвалидных колясках и с ОВЗ должны иметь свободный доступ к помещениям общего пользования, входу, запасному выходу. Обязательна установка информационных табличек, табло с бегущей строкой для получения сведений о расположении кабинетов, зон общего пользования.
- Специальные места в аудиториях для студентов с ОВЗ. Места для инвалидов располагаются как можно ближе ко входу, в той части кабинета, куда инвалид-колясочник может без труда проехать, не мешая другим студентам и не врезаясь в мебель.
- Оборудованные санитарно-гигиенические комнаты для студентов с разными видами нозологий. В идеале санузел оборудовать конкретно для инвалидов. Если нет возможности оснащать две санитарно-гигиенических комнаты, то в санузле устанавливаются поручни, кнопки вызова персонала, накладки на унитаз и т.д.
- Установленные в нескольких местах системы сигнализации и оповещения об опасности. В соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, проектные решения зданий учебных заведений должны обеспечивать безопасность маломобильных студентов.
- Безопасные, со свободным доступом здания студенческих общежитий. В общежитиях следует выделить зону для проживания студентов с ОВЗ. Само строение подлежит такому же техническому оснащению, как и сам ВУЗ.
Отдельное внимание уделяется возможности дистанционного обучения студентов через интернет. Кабинеты должны быть оснащены необходимым компьютерным оборудованием.
Оборудование для инклюзивного образования
Доступность образовательного процесса для студентов с ОВЗ регулируется Министерством образования РФ. Для адаптации студентов с нарушениями зрения в университетах, институтов наша компания рекомендует использовать следующее оборудование, адаптированное под требования Министерства:
- Базовое рабочее место для слепых и слабовидящих. Включает набор необходимых компьютерных устройств.
- Портативный тактильный дисплей Брайля.
- Тактильные индикаторы.
- Кабинетные таблички со шрифтом Брайля.
- Принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля.
- Сканирующая читающая машина.
Для студентов с нарушениями слуха:
- Базовое рабочее место с компьютерной техникой.
- Беспроводной аудиокласс.
- Индукционная система.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- Базовое рабочее компьютерное оборудование.
- Стол для инвалидов-колясочников.
- Беспроводная кнопка персонала.
Для реализации программы «Доступная среда» обращайтесь в нашу компанию. Предлагаем готовые решения для высших учебных заведений. Поставляем качественное современное оборудование, соответствующее требованиям СП59.13330.2020.
Еще на эту тему: