Развивающая среда логопедического кабинета
Для создания оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей создается логопедический кабинет. Логопед обязательно работает в детских садах, помогая воспитанникам научиться готовить правильно. В соответствии с требованиями ФГОС формируется развивающая предметная среда логопедического кабинета, благодаря которой обучение проходит более комфортно и эффективно.
Что это такое?
Развивающая среда – это пространство, где ребенок учится, развивается и развлекается. Она представляет собой оборудованную группу детского сада, поделенной на несколько игровых зон. Дети могут заниматься в каждой из них, получая определенные знания и навыки.
Формирование развивающей среды в логопедическом кабинете необходимо для более эффективной работы педагога. Она включает в себя игры, игрушки и инструменты, которые специалист использует в своей работе.
Цели и задачи
Развивающая предметная среда способствует формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Главной целью ее создания является повышение эффективности коррекционной программы, применяемой для устранения речевых нарушений.
Развивающая среда решает следующие задачи:
- обеспечение кабинета специалиста необходимыми инструментами и материалами для работы;
- создание благоприятной психологической обстановки в кабинете, снимающей напряжение и зажатость, являющиеся одной из причин неправильного произношения букв;
- увеличение возможностей для индивидуальной работы с воспитанниками.
С развивающей средой логопед может задействовать сразу несколько методик в своей работе, что улучшает результат.
Основные требования
В соответствии со стандартами ФГОС, развивающая среда логопедического кабинета должна соответствовать следующим требованиям:
- безопасность для детей и взрослых;
- соответствие санитарно-гигиеническим требованиям;
- удобное размещение зон;
- доступность для всех детей.
Для оснащения кабинета закупаются мебель, выполненная из экологически чистых материалов, а также безопасное для аллергиков и астматиков оборудование.
Основные принципы
Формирование развивающей среды выполняется в соответствии со следующими принципами:
- системность;
- доступность;
- вариативность;
- функциональность;
- мобильность;
- инновационная направленность;
- эстетика и оформление.
Готовая среда должна быть удобной, практичной и функциональной.
Зонирование
Развивающая среда предполагает зонирование кабинета логопеда на несколько отдельных участков:
- Зона коррекции звукопроизношения. Здесь устанавливается небольшой рабочий стол, зеркало, логопедические зонды, литература.
- Зона развития мелкой моторики. Здесь находятся различные конструкторы, шнуровки, мелкие игрушки.
- Зона по преодолению общего недоразвития речи. Работа проводится с картинками, специальной литературой.
- Зона развития речевого дыхания. Дети занимаются с музыкальными инструментами, мыльными пузырями и другими игрушками, требующими выдувание воздуха.
- Зона фразовой речи. Устанавливается ширма, кукольный театр, костюмы.
Ребенок заниматься в кабинете логопеда должен совместно с педагогом, но можно предоставить ему возможность самостоятельных игр.
Прогнозируемые результаты
Результат правильно сформированной развивающей среды – готовность кабинета к обучению и развитию детей, устранению речевых недостатков. Заниматься в таком кабинете детям должно быть интересно, без страха.
В компании «Доступная страна» вы можете заказать оборудование для оснащения кабинета логопеда с целью формирования развивающей среды.
Еще на эту тему: