Top.Mail.Ru

Развивающая среда логопедического кабинета

02 октября 2022

Для создания оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей создается логопедический кабинет. Логопед обязательно работает в детских садах, помогая воспитанникам научиться готовить правильно. В соответствии с требованиями ФГОС формируется развивающая предметная среда логопедического кабинета, благодаря которой обучение проходит более комфортно и эффективно.

Что это такое?

Развивающая среда – это пространство, где ребенок учится, развивается и развлекается. Она представляет собой оборудованную группу детского сада, поделенной на несколько игровых зон. Дети могут заниматься в каждой из них, получая определенные знания и навыки.

Формирование развивающей среды в логопедическом кабинете необходимо для более эффективной работы педагога. Она включает в себя игры, игрушки и инструменты, которые специалист использует в своей работе.

Цели и задачи

Развивающая предметная среда способствует формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Главной целью ее создания является повышение эффективности коррекционной программы, применяемой для устранения речевых нарушений.

Развивающая среда решает следующие задачи:

  • обеспечение кабинета специалиста необходимыми инструментами и материалами для работы;
  • создание благоприятной психологической обстановки в кабинете, снимающей напряжение и зажатость, являющиеся одной из причин неправильного произношения букв;
  • увеличение возможностей для индивидуальной работы с воспитанниками.

С развивающей средой логопед может задействовать сразу несколько методик в своей работе, что улучшает результат.

Основные требования

В соответствии со стандартами ФГОС, развивающая среда логопедического кабинета должна соответствовать следующим требованиям:

  • безопасность для детей и взрослых;
  • соответствие санитарно-гигиеническим требованиям;
  • удобное размещение зон;
  • доступность для всех детей.

Для оснащения кабинета закупаются мебель, выполненная из экологически чистых материалов, а также безопасное для аллергиков и астматиков оборудование.

Основные принципы

Формирование развивающей среды выполняется в соответствии со следующими принципами:

  • системность;
  • доступность;
  • вариативность;
  • функциональность;
  • мобильность;
  • инновационная направленность;
  • эстетика и оформление.

Готовая среда должна быть удобной, практичной и функциональной.

Зонирование

Развивающая среда предполагает зонирование кабинета логопеда на несколько отдельных участков:

  • Зона коррекции звукопроизношения. Здесь устанавливается небольшой рабочий стол, зеркало, логопедические зонды, литература.
  • Зона развития мелкой моторики. Здесь находятся различные конструкторы, шнуровки, мелкие игрушки.
  • Зона по преодолению общего недоразвития речи. Работа проводится с картинками, специальной литературой.
  • Зона развития речевого дыхания. Дети занимаются с музыкальными инструментами, мыльными пузырями и другими игрушками, требующими выдувание воздуха.
  • Зона фразовой речи. Устанавливается ширма, кукольный театр, костюмы.

Ребенок заниматься в кабинете логопеда должен совместно с педагогом, но можно предоставить ему возможность самостоятельных игр.

Прогнозируемые результаты

Результат правильно сформированной развивающей среды – готовность кабинета к обучению и развитию детей, устранению речевых недостатков. Заниматься в таком кабинете детям должно быть интересно, без страха.

В компании «Доступная страна» вы можете заказать оборудование для оснащения кабинета логопеда с целью формирования развивающей среды.