Психолого-педагогическая служба в школе
Психолого-педагогическая специализированная служба сопровождения– это система профессиональной деятельности, направленной на создание комфортных социально-психологических условий для успешной социализации детей, в том числе, с ОВЗ. Эта программа позволяет детям быстрее адаптироваться к новым условиям обучения, дает возможность учиться наравне со всеми. Служба решает психологические и педагогические вопросы и должна функционировать во всех школах и учреждениях профессионального образования.
Цели службы
Цели службы психолого-педагогического сопровождения определяются документом «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», утвержденным Приказом №636 от 22 октября 1999 г. К ним относится:
- Оказание помощи администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития. Она должна соответствовать возрастным и физическим особенностям обучающихся детей, не противоречить действующему законодательству.
- Оказание помощи обучающимся в получении знаний, умений и навыков, которые необходимы для получения профессии, трудоустройства, развития карьеры.
- Оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из имеющихся способностей, возраста, физических особенностей развития.
- Содействие в воспитании учащихся, консультирование педагогов образовательных учреждений и родителей (опекунов). Решение проблем психологического характера, коррекция поведения.
Главной целью ППС является создание таких условий, при которых дети будут социализированы и обучены, независимо от состояния здоровья. Эта служба делает классическое обучение доступным для инвалидов, помогает им адаптироваться в общеобразовательной среде.
Задачи службы
Задачи службы психолого-педагогического сопровождения также указаны в документе «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», утвержденным Приказом №636 от 22 октября 1999 г. Что они включают:
- Изучение и анализ личности обучающегося. Формирование базы данных учащихся, которые нуждаются в психологической поддержке.
- Защита прав и психологическая поддержка всех участников образовательного процесса. Консультирование учащихся, оказание моральной помощи.
- Создание благоприятного климата в образовательных учреждениях и поддержание его для комфортного обучения детей.
- Оказание социальной адресной помощи, поддержка детей, обучающихся на дому. Контроль неблагополучных семей, проверка качества получаемого образования.
- Формирование учебных программ с учетом особенностей детской психологии для помощи в преодолении трудностей с освоением классической школьной программы.
- Активное участие социальных работников и психологов в социализации обучающихся.
Согласно требованиям нормативного документа, детям и родителям должна быть оказана всесторонняя помощь в социализации, адаптации обучающихся.
Принципы работы службы
В своей работе специалисты службы придерживаются следующих принципов:
- Индивидуального подхода, уважительного отношения к каждому ребенку. Психологи и педагоги должны быть максимально корректными по отношению к ребенку и его родителям, соблюдать права на конфиденциальность, самоопределение и автономию.
- Профессиональной этики, заботы об обучающихся, соблюдение правила «Не навреди». Все действия должны выполняться в строгом соответствии с программой, с учетом особенностей здоровья ученика.
- Многообразия форм и методов работ: ответственность, честность, компетентность.
- Профессионального содружества. Специалисты психолог-педагогической службы должны быть включены в профессиональную общность.
Основные направления деятельности службы
К основным направлениям относится:
- Психологическое просвещение. Формирование у взрослых и детей потребности в получении психологической помощи. Работа с психологом не должна восприниматься в негативном ключе, грамотный специалист помогает решить множество проблем – это главные мысли, которые нужно донести до учеников и родителей.
- Психологическая профилактика. Работа по предупреждению дезадаптации у обучающихся, воспитанников, педагогов и родителей. Специалисты проводят мероприятия по недопущению возникновения проблем психологического характера.
- Психологическая диагностика. Включает работы по углубленной диагностике обучающихся на протяжении длительного времени. Для этого специалист наблюдает за поведением, учебой детей, проводит тесты на выявление внутренних проблем.
- Психологическая коррекция. Мероприятия по устранению психологических проблем, восстановление нормального эмоционального фона.
- Консультативная деятельность. Консультация детей, родителей, педагогов, выступление на собраниях.
Для полноценной работы службы психолого-педагогического сопровождения требуется современное оборудование и полноценное оснащение кабинета. Заказать мебель, методические материалы и развивающие устройства вы можете в компании «Доступная страна».
Еще на эту тему: