Доступная среда в школе: требования
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», в школах должны быть созданы условия для обучения детей с ОВЗ. Для этого устанавливается специальное оборудование, проводится оснащение кабинетов и мест общего пользования. Для реализации доступной среды для инвалидов в школе, нужно знать требования законодательства.
Специальные условия для обучения инвалидов
Для адаптации школы выполняется комплекс работ:
- Устанавливается оборудование для учебы. Это специализированные рабочие места с компьютером, либо отдельные устройства, например, индукционные системы для слабослышащих, видеоувеличители для слабовидящих.
- Официальный сайт школы адаптируется под особые потребности слабовидящих. Для получения информации предусмотрена экранная лупа.
- Устанавливаются пандусы, тактильные разметки, световое табло, информационные таблички со шрифтом Брайля и другие средства для безопасного передвижения учеников с инвалидностью по зданию школы и прилегающей к ней территории.
- Здание школы оснащается системой противопожарной сигнализации и оповещения с дублированием информации световыми устройствами, информационными табло.
- В школьную библиотеку завозятся учебники и другие материалы, напечатанные шрифтом Брайля.
- Предусматриваются отдельные места для учеников на инвалидных колясках, слабослышащих и слабовидящих детей.
- Предусматриваются места для размещения собаки-поводыря.
Перечисленные требования к школам являются обязательными для тех учебных учреждений, где есть возможность обучать детей с инвалидностью. В большинстве случаев это специализированные учреждения, предназначенные только для инвалидов. В классических школах также выполняется реализация доступной среды, но условия позволяют делать это для посетителей с инвалидностью и детей с временными нарушениями здоровья.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В школах, где программой и техническими возможностями предусмотрено обучение детей с инвалидностью, оборудуются кабинеты для преподавания всех нужных предметов, проведения лабораторных работ.
В учебном кабинете первые парты в ряду у окна и в среднем ряду отводятся для размещения учеников с недостатками слуха и зрения. Для детей, передвигающихся на инвалидных колясках, предусмотрены первые парты в крайнем ряду возле выхода.
В кабинетах, где учатся дети с нарушениями слуха, устанавливается световой сигнализатор школьного звонка и световой сигнализации о чрезвычайной ситуации.
Для обучения слабослышащих детей используются радиоклассы и аудиоклассы. Чтобы улучшать получение информации через слуховой аппарат, устанавливаются индукционные системы.
Рабочие места учеников с инвалидностью оснащается с учетом рекомендаций Министерства, указанных в Приказе Минпросвещения России №465 от 03.09.2019 г. В список рекомендуемого оборудования для реализации доступной среды вошли следующие устройства:
- индукционные системы;
- выносные компьютерные кнопки, джойстики, роллеры;
- усиленная гарнитура для слабослышащих;
- звуковой маяк-информатор;
- тактильные ленты.
При обустройстве кабинетов учитываются нормы, содержащиеся в СП 59.13330.2020.
Для всестороннего интеллектуального и физического развития учеников кабинеты оснащаются интерактивным оборудованием, специальными методическими материалами, сенсорными устройствами.
Школьные библиотеки для инвалидов
Библиотека, как и другие кабинеты, должна быть адаптирована для приема учеников с инвалидностью. Для этого устанавливаются рабочие столы, видеоувеличители, наушники для прослушивания аудиокниг.
Школьная лестница
Если в школе более одного этажа, то требуется создать условия для безопасного подъема детей с ОВЗ. Для этого устанавливается вертикальный или мобильный подъемник для колясок.
На лестничных ступенях монтируются противоскользящие накладки и тактильные ленты. Обязательно наличие тактильных полос, предупреждающих о завершении лестницы.
Еще на эту тему: