Сенсорная развивающая среда
Сенсорное развитие очень важно в дошкольном возрасте. Оно необходимо для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, выявления творческих способностей ребенка. Помогает в этом сенсорная предметная развивающая среда, формированием которой занимаются педагоги совместно с руководящим составом.
Что это такое?
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие восприятий и ощущений. Оно направлено на познание окружающего мира, развитие интеллектуальных способностей. Чем богаче получаемые ощущения, тем многограннее будут полученные ребенок сведения об окружающем мире. Развивающая среда помогает детям знакомиться с новыми чувствами и эмоциями, развиваться и обучаться.
Под развивающей средой понимается пространство, окружающее ребенка. В детском саду оно создаётся искусственно посредством разделения помещения на игровые и обучающие смысловые зоны. Каждая из них делает определенный вклад в развитие детей, помогает им находить общий язык со сверстниками и взрослыми, рассказывает о правилах безопасности, обучает и наставляет.
Заниматься с развивающей средой дети могут самостоятельно, в составе группы и с педагогом. Во всех случаях каждый ребенок должен иметь полный доступ ко всем игрушкам, материалам и книгам.
Основные задачи
В процессе формирования развивающей среды для сенсорного развития решается несколько задач:
- формирование ориентировочной деятельности – действия выслушивания, рассматривания, ощупывания;
- освоение систем сенсорных эталонов – цвет, размер, форма;
- формирование и развитие психических процессов – внимание, память, речь, мышление, воображение;
- обеспечение всех видов детской деятельности – игровой, трудовой, предметной, обучающей.
Для решения перечисленных задач перед педагогами ставятся следующие цели:
- создать в группах условия для обогащения зрительного сенсорного опыта;
- разработать и использовать игры и упражнения, направленные на развитие органов чувств;
- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей.
Развивающе-предметная среда обеспечивает наличие материалов, помогающих стимулировать и развивать органы чувств.
Задачи по возрастам
В каждом возрастном этапе есть определенные задачи сенсорного развития:
- До 1 года. В этот период требуется обогащение впечатлениями, развитие внимания за движущимися предметами, развитие хватательных рефлексов.
- От 1 года до 3 лет. В ясельных группах детского сада акцент делается на изучение форм, размеров и цветов. Ребенок в этом возрасте учится различать предметы по этим трем параметрам.
- С 4 лет до 5 лет. В средней группе формируются устойчивые сенсорные эталоны в речи – цвет, величина, геометрические формы. Ребенок учится соотносить по величине несколько предметов, группировать их по определенным принципам (в одну группу – маленькие предметы, в другую – большие).
- С 5 лет до 6 лет. В старшей и подготовительной группе дети выполняют более сложные задания. Они знакомятся с оттенками, учатся формировать размерный ряд от меньшего к большему и наоборот, развивают аналитическое восприятие.
На каждом возрастном этапе требуются определенные предметы. Это помогает детям развиваться правильно, получать все необходимые ему знания и навыки.
Средства сенсорного развития
В некоторых детских садах создаются целые сенсорные комнаты, в которых собрано много развивающих игр для детей всех возрастов. В условиях ограниченного пространства создавать развивающую среду сложнее, но благодаря зонированию помещения и грамотному подбору материалов и оборудования удается предоставить детям условия для развития.
К средствам сенсорного развития относится:
- предметная среда – игры, игрушки, мягкие модули, мебель;
- объекты живой и неживой природы – камни, растения, песок;
- дидактические игры;
- наборы для творчества;
- предметы для развития крупной и мелкой моторики;
- детские предметы быта.
Для оснащения детского сада с целью формирования развивающей среды обращайтесь в компанию «Доступная страна». Мы предлагаем комплексное оснащение групп в ДОУ современным оборудованием и мебелью.