Парковка для инвалидов
Авторская статья генерального директора и соучредителя компании «Доступная страна» Надежды Чередниченко, эксперта по доступной среде, сертифицированного Всероссийским Обществом Инвалидов (ВОИ).
Не секрет, что некоторым людям с инвалидностью тяжело, а зачастую просто невозможно куда‑либо выбраться без автомобиля. Кого‑то возят родственники, кого‑то социальное такси, кто‑то водит автомобиль самостоятельно. Поэтому одним из ключевых элементов доступной среды является адаптированная и безопасная парковка: если ее нет, человек с инвалидностью может попросту отказаться от поездки в учреждение.
Тем людям с инвалидностью, кто водит автомобиль самостоятельно, наличие обустроенных парковок позволяет активно участвовать в общественной жизни и быть более независимыми. Зная, что у здания есть удобная парковка, люди могут самостоятельно, без лишнего стресса и физического напряжения добираться до нужных им объектов.
Александр (39 лет, самостоятельно передвигается на коляске активного типа, водит автомобиль):
«Для меня важно передвигаться на личном транспорте, я стараюсь быть самостоятельным, чтобы не обременять других людей. Поэтому первое, на что я обращаю внимание, строя свои маршруты, — это парковка. Смотрю заранее, как доехать до нужного мне места, где поставить машину, легко ли там припарковаться и достаточно ли удобно выйти из машины, как потом попасть в здание».
Специальные места для стоянки транспортных средств людей с инвалидностью должны быть у учреждений всех типов.
На этапе проектирования парковки производятся замеры территории и расчет числа парковочных мест — как обычных, так и для транспортных средств людей с инвалидностью. При составлении плана-схемы парковки учитываются удобство маневрирования, достаточность свободного места, возможность безопасно выйти из автомобиля и добраться от него до входа, а также другие нюансы.
Основные требования к оборудованию стоянок (парковок) транспортных средств инвалидов регламентируются нормами СП 59.13330.2020 (п. 5.2 «Стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов»), а также ГОСТ Р 51256–2018, ГОСТ Р 52289–2019 и ГОСТ Р 52290–2019.
Итак, посмотрим, с чего нужно начать, как действовать и на что обратить особое внимание, чтобы организовать парковку по всем правилам и сделать ее удобной для людей.
Площадь парковочного места
Для людей с инвалидностью, передвигающихся на коляске, нужны широкие парковочные места, которые позволяют комфортно выйти из транспортного средства — самостоятельно на коляске или с поддержкой. В соответствии с СП габариты специализированного парковочного места должны составлять 6,0 × 3,6 м: дополнительная площадь образует безопасную зону сбоку и сзади машины. Если парковочное место расположено вдоль проезжей части, его длина должна равняться 6,8 м.
Для людей с инвалидностью других нозологий, не использующих кресло-коляску, допустимо выделять парковочное место стандартных габаритов — 5,3 × 2,5 м.
Обозначение парковочных мест
Парковка для инвалидов обозначается специальным знаком и разметкой на асфальте; в нормативных требованиях эта разметка имеет код 1.24.3. Зону парковки для людей с инвалидностью допускается обозначать как комбинацией знаков 6.4 «Парковка (парковочное место)» и таблички 8.17 «Инвалиды», так и относительно новым знаком 6.4.17д «Парковка для инвалидов».
Согласно ГОСТ Р 52289–2019, «разметку 1.24.3 применяют для дублирования знака 8.17 при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак “Инвалид”» 46. Таким образом, обозначение парковки специальным знаком — обязательное требование, а разметка на асфальте — дополнительное, рекомендательное. Асфальт может быть занесен снегом, и тогда определить парковочное место можно будет только по знаку.
Для нанесения разметки на асфальт лучше использовать готовые трафареты и устойчивые к погодным условиям краски.
Знаки на парковках с большим числом мест для инвалидов должны быть заметны и считываться с разных ракурсов.
Определение количества парковочных мест
В соответствии с СП 59.13330.2020 (п. 5.2.1) на всех парковках общего пользования для людей с инвалидностью следует выделять не менее 10% от общего числа парковочных мест. При этом если при расчете получается число меньше 1, его нужно округлить до единицы — на парковке должно быть как минимум одно специальное место. Например, если у вас есть микро- парковка на три машины, одно из этих парковочных мест должно быть отдано для посетителя с инвалидностью.
Кроме того, в числе парковочных мест для людей с инвалидностью определенная доля мест должна быть предназначена для людей на коляске. Это требование обусловлено тем, что габариты места для человека на коляске несколько больше, чем габариты обычного места для человека с инвалидностью.
Расчет числа мест для людей на колясках считается по фор- мулам, состоящим из целого списка условий, прописанных в СП. Для удобства ниже приведена таблица, используя которую, вы сможете определить, какое число мест на вашей парковке нужно выделить для людей с инвалидностью и сколько мест из выделенных должно иметь расширенные габариты, чтобы ими могли воспользоваться люди на колясках.
Примеры расчетов парковочных мест для людей с инвалидностью с использованием таблицы
Пример 1. Общее количество мест на парковке — 32.
⁃ (А) общее число мест для людей с инвалидностью (10% от общего числа мест на парковке): 32 × 10% = 3,2 места. По- лученное число округляем в большую сторону и получаем 4 места.
⁃ (Б) число мест с увеличенными размерами парковочного места: смотрим таблицу — 2 места.
⁃ (В) число мест для инвалидов с обычными размерами пар- ковочного места — это разница между общим числом мест для людей с инвалидностью (в столбце «А») и числом мест для людей на колясках (в столбце «Б»): 4 – 2 = 2 места.
Пример 2. Общее количество мест на парковке — 144.
⁃ (А) общее число мест для людей с инвалидностью (10% от общего числа мест на парковке): 144 × 10% = 14,4 места. Полученное число округляем в большую сторону и полу- чаем 15 мест.
⁃ (Б) число мест с увеличенными размерами парковочного места: смотрим таблицу — 7 мест.
⁃ (В) число мест для инвалидов с обычными размерами пар- ковочного места — это разница между общим числом мест для людей с инвалидностью (в столбце «А») и числом мест для людей на колясках (в столбце «Б»): 15 – 7 = 8 мест.
Если у вас мини-парковка, где всего несколько (менее 10) мест, вам нужно выделить одно место для человека с инвалидностью и сделать его расширенным по габаритам, чтобы оно в том числе подходило для человека на коляске.
Расположение парковочных мест
Парковка должна быть расположена как можно ближе ко входам в здания и объектам общественного пользования, которые она обслуживает. Это поможет сократить дистанцию, которую людям предстоит пройти до места назначения. Согласно СП, места для парковки транспортных средств инвалидов следует располагать не далее 50 м от входа в учреждение и не далее 100 м от входа в жилое здание.
При выборе местоположения парковки следует избегать сильных перепадов высот и неровностей на пути ко входам, которые затрудняют проходимость инвалидных колясок. Если на парковке есть неровности или ступеньки, необходимо предусмотреть пандусы и сделать специальное покрытие.
СП 59.13330.2020, п. 5.2.3: «В местах высадки инвалидов из транспортного средства следует предусматривать продольный и поперечный уклоны поверхности не более 20‰ (1:50) и ровное нескользкое покрытие. Каждое машино-место, предназначенное для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, должно иметь хотя бы один доступный пешеходный подход к основным пешеходным путям (тротуару, пешеходной дорожке и др.), оборудованным согласно 5.1 и 5.4, в том числе для людей, передвигающихся в кресле-коляске. Пандус бордюрный должен иметь нескользкое покрытие, обеспечивающее удобный переход с площадки для стоянки на тротуар. Размеры парковочных мест, расположенных параллельно бордюру, должны обеспечивать доступ к задней части автомобиля для пользования пандусом или подъемным приспособлением».
Инфраструктура и безопасность
Каждое парковочное место, предназначенное для стоянки транспортных средств инвалидов, должно иметь хотя бы один доступный пешеходный подход к основным пешеходным путям (тротуару, пешеходной дорожке и др.). Пандус бордюрный должен иметь нескользкое покрытие, обеспечивающее удобный переход с площадки для стоянки на тротуар.
Подземная парковка
В СП говорится (п. 5.2.5), что «встроенные, в том числе под- земные, стоянки транспортных средств должны иметь связь с функциональными этажами здания с помощью лифтов, приспособленных для перемещения инвалидов на кресле-коляске с сопровождающим лицом» 48. На подземных парковках важно обеспечить понятную навигацию, чтобы водители с инвалид- ностью могли быстро найти предназначенные для них места. При въезде на парковку желательно обозначить указателями пути к парковочным местам для инвалидов. Стоит также поза- ботиться о том, чтобы, выйдя из машины, человек сразу увидел указатели с информацией, как добраться до входа в здание, где находится лифт или эскалатор.
Интересная практика, замеченная мной в других странах: на минус первом этаже (уровень подземной парковки) проектируются санузлы, в том числе доступные. Эта небольшая деталь делает посещение здания более комфортным — как для людей с инвалидностью, так и для всех посетителей.
Сложные случаи
Что делать, если на вашей прилегающей территории нет места для парковки? Начните с обращения к администрации вашего района или города. Просите выделить вам пространство под парковку по соседству с вашим зданием. Если места совсем нет, а рядом есть только проезжая часть, где предусмотрены парковочные места, то и в этом случае можно договориться с местными органами власти. Некоммерческие организации и общественные группы, занимающиеся защитой прав инвалидов, также могут помочь в привлечении внимания к проблеме и поиске решений.
Завершая тему парковки, еще раз подчеркну — доступная среда строится на человеческом отношении к проблемам людей с инвалидностью. Не подходите к организации парковки формально, лишь бы соблюсти необходимые нормы. Если ресурсы позволяют, сделайте больше. Позаботьтесь о реальном комфорте и безопасности людей с инвалидностью. Установите на парковке достаточное освещение. Разместите информационные таблички с описанием правил использования парковочных мест, следите, чтобы их использовали только те, кому это действительно необходимо. Если парковка занимает большую площадь (как, например, у крупных торговых центров), обеспечьте безопасные пути движения через парковку до входов в здание. Разместите информацию о доступности парковки на веб-сайте своего учреждения. Прислушивайтесь к обратной связи и вносите необходимые улучшения в обслуживание и инфраструктуру парковки.