Парковка для инвалидов
Авторская статья генерального директора и соучредителя компании «Доступная страна» Надежды Чередниченко, эксперта по доступной среде, сертифицированного Всероссийским Обществом Инвалидов (ВОИ).
Компания «Доступная страна» предлагает комплексное обустройство парковочных мест для инвалидов согласно ГОСТ. Мы устанавливаем знаки, разметку и необходимые ограждения, обеспечивая законность и удобство выделенных мест.
Не секрет, что некоторым людям с инвалидностью тяжело, а зачастую просто невозможно куда‑либо выбраться без автомобиля. Кого‑то возят родственники, кого‑то социальное такси, кто‑то водит автомобиль самостоятельно. Поэтому одним из ключевых элементов доступной среды является адаптированная и безопасная парковка: если ее нет, человек с инвалидностью может попросту отказаться от поездки в учреждение.
Тем людям с инвалидностью, кто водит автомобиль самостоятельно, наличие обустроенных парковок позволяет активно участвовать в общественной жизни и быть более независимыми. Зная, что у здания есть удобная парковка, люди могут самостоятельно, без лишнего стресса и физического напряжения добираться до нужных им объектов.
Александр (39 лет, самостоятельно передвигается на коляске активного типа, водит автомобиль):
«Для меня важно передвигаться на личном транспорте, я стараюсь быть самостоятельным, чтобы не обременять других людей. Поэтому первое, на что я обращаю внимание, строя свои маршруты, — это парковка. Смотрю заранее, как доехать до нужного мне места, где поставить машину, легко ли там припарковаться и достаточно ли удобно выйти из машины, как потом попасть в здание».
Специальные места для стоянки транспортных средств людей с инвалидностью должны быть у учреждений всех типов.
На этапе проектирования парковки производятся замеры территории и расчет числа парковочных мест — как обычных, так и для транспортных средств людей с инвалидностью. При составлении плана-схемы парковки учитываются удобство маневрирования, достаточность свободного места, возможность безопасно выйти из автомобиля и добраться от него до входа, а также другие нюансы.
Основные требования к оборудованию стоянок (парковок) транспортных средств инвалидов регламентируются нормами СП 59.13330.2020 (п. 5.2 «Стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов»), а также ГОСТ Р 51256–2018, ГОСТ Р 52289–2019 и ГОСТ Р 52290–2019.
Итак, посмотрим, с чего нужно начать, как действовать и на что обратить особое внимание, чтобы организовать парковку по всем правилам и сделать ее удобной для людей.
Площадь парковочного места
Для людей с инвалидностью, передвигающихся на коляске, нужны широкие парковочные места, которые позволяют комфортно выйти из транспортного средства — самостоятельно на коляске или с поддержкой. В соответствии с СП габариты специализированного парковочного места должны составлять 6,0 × 3,6 м: дополнительная площадь образует безопасную зону сбоку и сзади машины. Если парковочное место расположено вдоль проезжей части, его длина должна равняться 6,8 м.
Для людей с инвалидностью других нозологий, не использующих кресло-коляску, допустимо выделять парковочное место стандартных габаритов — 5,3 × 2,5 м.
Обозначение парковочных мест
Парковка для инвалидов обозначается специальным знаком и разметкой на асфальте; в нормативных требованиях эта разметка имеет код 1.24.3. Зону парковки для людей с инвалидностью допускается обозначать как комбинацией знаков 6.4 «Парковка (парковочное место)» и таблички 8.17 «Инвалиды», так и относительно новым знаком 6.4.17д «Парковка для инвалидов».
Согласно ГОСТ Р 52289–2019, «разметку 1.24.3 применяют для дублирования знака 8.17 при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак “Инвалид”» 46. Таким образом, обозначение парковки специальным знаком — обязательное требование, а разметка на асфальте — дополнительное, рекомендательное. Асфальт может быть занесен снегом, и тогда определить парковочное место можно будет только по знаку.
Для нанесения разметки на асфальт лучше использовать готовые трафареты и устойчивые к погодным условиям краски.
Знаки на парковках с большим числом мест для инвалидов должны быть заметны и считываться с разных ракурсов.
Определение количества парковочных мест
В соответствии с СП 59.13330.2020 (п. 5.2.1) на всех парковках общего пользования для людей с инвалидностью следует выделять не менее 10% от общего числа парковочных мест. При этом если при расчете получается число меньше 1, его нужно округлить до единицы — на парковке должно быть как минимум одно специальное место. Например, если у вас есть микро- парковка на три машины, одно из этих парковочных мест должно быть отдано для посетителя с инвалидностью.
Кроме того, в числе парковочных мест для людей с инвалидностью определенная доля мест должна быть предназначена для людей на коляске. Это требование обусловлено тем, что габариты места для человека на коляске несколько больше, чем габариты обычного места для человека с инвалидностью.
Расчет числа мест для людей на колясках считается по фор- мулам, состоящим из целого списка условий, прописанных в СП. Для удобства ниже приведена таблица, используя которую, вы сможете определить, какое число мест на вашей парковке нужно выделить для людей с инвалидностью и сколько мест из выделенных должно иметь расширенные габариты, чтобы ими могли воспользоваться люди на колясках.
Примеры расчетов парковочных мест для людей с инвалидностью с использованием таблицы
Пример 1. Общее количество мест на парковке — 32.
⁃ (А) общее число мест для людей с инвалидностью (10% от общего числа мест на парковке): 32 × 10% = 3,2 места. По- лученное число округляем в большую сторону и получаем 4 места.
⁃ (Б) число мест с увеличенными размерами парковочного места: смотрим таблицу — 2 места.
⁃ (В) число мест для инвалидов с обычными размерами пар- ковочного места — это разница между общим числом мест для людей с инвалидностью (в столбце «А») и числом мест для людей на колясках (в столбце «Б»): 4 – 2 = 2 места.
Пример 2. Общее количество мест на парковке — 144.
⁃ (А) общее число мест для людей с инвалидностью (10% от общего числа мест на парковке): 144 × 10% = 14,4 места. Полученное число округляем в большую сторону и полу- чаем 15 мест.
⁃ (Б) число мест с увеличенными размерами парковочного места: смотрим таблицу — 7 мест.
⁃ (В) число мест для инвалидов с обычными размерами пар- ковочного места — это разница между общим числом мест для людей с инвалидностью (в столбце «А») и числом мест для людей на колясках (в столбце «Б»): 15 – 7 = 8 мест.
Если у вас мини-парковка, где всего несколько (менее 10) мест, вам нужно выделить одно место для человека с инвалидностью и сделать его расширенным по габаритам, чтобы оно в том числе подходило для человека на коляске.
Расположение парковочных мест
Парковка должна быть расположена как можно ближе ко входам в здания и объектам общественного пользования, которые она обслуживает. Это поможет сократить дистанцию, которую людям предстоит пройти до места назначения. Согласно СП, места для парковки транспортных средств инвалидов следует располагать не далее 50 м от входа в учреждение и не далее 100 м от входа в жилое здание.
При выборе местоположения парковки следует избегать сильных перепадов высот и неровностей на пути ко входам, которые затрудняют проходимость инвалидных колясок. Если на парковке есть неровности или ступеньки, необходимо предусмотреть пандусы и сделать специальное покрытие.
СП 59.13330.2020, п. 5.2.3: «В местах высадки инвалидов из транспортного средства следует предусматривать продольный и поперечный уклоны поверхности не более 20‰ (1:50) и ровное нескользкое покрытие. Каждое машино-место, предназначенное для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, должно иметь хотя бы один доступный пешеходный подход к основным пешеходным путям (тротуару, пешеходной дорожке и др.), оборудованным согласно 5.1 и 5.4, в том числе для людей, передвигающихся в кресле-коляске. Пандус бордюрный должен иметь нескользкое покрытие, обеспечивающее удобный переход с площадки для стоянки на тротуар. Размеры парковочных мест, расположенных параллельно бордюру, должны обеспечивать доступ к задней части автомобиля для пользования пандусом или подъемным приспособлением».
Инфраструктура и безопасность
Каждое парковочное место, предназначенное для стоянки транспортных средств инвалидов, должно иметь хотя бы один доступный пешеходный подход к основным пешеходным путям (тротуару, пешеходной дорожке и др.). Пандус бордюрный должен иметь нескользкое покрытие, обеспечивающее удобный переход с площадки для стоянки на тротуар.
Подземная парковка
В СП говорится (п. 5.2.5), что «встроенные, в том числе под- земные, стоянки транспортных средств должны иметь связь с функциональными этажами здания с помощью лифтов, приспособленных для перемещения инвалидов на кресле-коляске с сопровождающим лицом» 48. На подземных парковках важно обеспечить понятную навигацию, чтобы водители с инвалид- ностью могли быстро найти предназначенные для них места. При въезде на парковку желательно обозначить указателями пути к парковочным местам для инвалидов. Стоит также поза- ботиться о том, чтобы, выйдя из машины, человек сразу увидел указатели с информацией, как добраться до входа в здание, где находится лифт или эскалатор.
Интересная практика, замеченная мной в других странах: на минус первом этаже (уровень подземной парковки) проектируются санузлы, в том числе доступные. Эта небольшая деталь делает посещение здания более комфортным — как для людей с инвалидностью, так и для всех посетителей.
Сложные случаи
Что делать, если на вашей прилегающей территории нет места для парковки? Начните с обращения к администрации вашего района или города. Просите выделить вам пространство под парковку по соседству с вашим зданием. Если места совсем нет, а рядом есть только проезжая часть, где предусмотрены парковочные места, то и в этом случае можно договориться с местными органами власти. Некоммерческие организации и общественные группы, занимающиеся защитой прав инвалидов, также могут помочь в привлечении внимания к проблеме и поиске решений.
Завершая тему парковки, еще раз подчеркну — доступная среда строится на человеческом отношении к проблемам людей с инвалидностью. Не подходите к организации парковки формально, лишь бы соблюсти необходимые нормы. Если ресурсы позволяют, сделайте больше. Позаботьтесь о реальном комфорте и безопасности людей с инвалидностью. Установите на парковке достаточное освещение. Разместите информационные таблички с описанием правил использования парковочных мест, следите, чтобы их использовали только те, кому это действительно необходимо. Если парковка занимает большую площадь (как, например, у крупных торговых центров), обеспечьте безопасные пути движения через парковку до входов в здание. Разместите информацию о доступности парковки на веб-сайте своего учреждения. Прислушивайтесь к обратной связи и вносите необходимые улучшения в обслуживание и инфраструктуру парковки.