Генеральный директор компании «Доступная страна» прокомментировала для Радио 1 строительство школы, доступной для МГН

09 декабря 2023

В подмосковном городе Ступино ведется строительство новой школы, которая будет доступна для маломобильных людей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Новость об этом вызвала ряд вопросов у Первого подмосковного радио. Ответить на вопросы в эфире радиостанции попросили Надежду Чередниченко, ведущего эксперта по доступной среде и генерального директора компании "Доступная страна".

О радиостанции

Первое подмосковное радио (Радио 1) ведет свою трансляцию в 55 городах Московской области. Радиостанция рассказывает о новостях политики, экономики и общественной жизни, а также освещает значимые события Московской области.

О школе

Школа,  адаптированная для маломобильных людей и детей с ОВЗ должна быть сдана в эксплуатацию в 2025 году.

Строительство ведется в рамках реализации проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование», а также муниципального проекта г.о. Ступино «Строительство объектов социальной инфраструктуры».

Здание новой школы будет иметь площадь более 11000 м. кв., здесь планируется обучать 550 учеников. Перемещение маломобильных учеников между этажами будет реализовано с помощью двух больших лифтов, каждый из которых имеет грузоподъемность 1000 кг.

Как проходила беседа:

Надежда Владимировна, скажите, это именно данная школа строится для детей с ОВЗ, или теперь у нас каждая школа должна быть адаптирована? 

- С 2012 года все новые здания и сооружения, включая школы, должны быть доступны для всех учеников, в том числе и для детей с инвалидностью. Есть такой документ – СП 59.13330.2020 – здесь как раз прописаны все требования к новым зданиям. Дети на инвалидных колясках должны иметь возможность попасть в здание и получить там образовательную услугу.

То есть новые школы изначально планируются доступными. А старые школы имеют возможность такой модернизации?

- Требования СП 59 распространяются на все общественные здания. Они могут быть реализованы на этапе проектирования, когда здание только создается. Но их также необходимо учитывать и при адаптации уже построенных зданий. Конечно, в школе, которая уже существует, установить лифт технически невозможно, поэтому при адаптации старых школ нужно выстраивать программу. Например, можно сделать так, чтобы дети на инвалидных колясках обучались только на первом этаже. 

Вообще, школы должны быть доступны для детей с инвалидностью разных нозологий, но самая сложная задача – это сделать безбарьерную среду именно для колясочников. Например, спортзалы и актовые залы в школах часто находятся на втором этаже. Поднять ученика на коляске на второй этаж – большая сложность, именно поэтому новые школы проектируют с лифтами. Ну а для старых школ необходимо искать возможные пути адаптации и компромиссные решения. С точки зрения действующих нормативов в ситуациях, когда обеспечить полную доступность невозможно, компромиссные решения тоже должны существовать. 
 

Наверное, нельзя сделать все школы одноэтажными ввиду дорогой земли? К тому же полностью одноэтажное здание займет огромную территорию, по которой будет тяжело перемещаться.

- С точки зрения новых проектов, конечно, дешевле будет построить здание с лифтом. Вообще, вертикальные коммуникации представляют большую сложность для людей, передвигающихся на креслах-колясках, как взрослых, так и детей. Но лифт – это довольно комфортный и удобный способ перемещения, поэтому – почему бы его не использовать!

Однако дети есть дети, и лифт для них – это такой элемент аттракциона. Я помню, как в детстве мы целенаправленно ходили кататься на лифтах, и, думаю, немало их переломали! Наверное, здесь нужны сопровождающие?

- Безусловно. Мы, конечно, не знаем, как будет использоваться лифт в данной конкретной школе, но не исключено, что он запланирован именно для перемещения детей на креслах-колясках. В этом случае обязательно должен быть сопровождающий. Такой сценарий реализован в Москве на некоторых переходах в метро – человек может воспользоваться лифтом, но только вместе со специальным помощником. В школах это тоже может быть реализовано.

А что делать в чрезвычайных ситуациях? Если потребуется спустить ребенка с верхнего этажа? Лифтом ведь нельзя пользоваться, например, при пожаре.

- На такие случаи существуют другие специальные устройства, называются они - средства эвакуации. Например, есть эвакуационные лестничные стулья, они могут быть механическими или с электроприводом. Такие устройства также должны быть в общественных зданиях.

Я про такие никогда даже не слышал!  Вы меня сейчас удивили! Такие устройства есть повсеместно, или это новая разработка, которая только приходит?

- Ну, для человека, который в этой сфере работает, разработка совсем не новая. Она довольно давно существует, и мне хочется надеяться, что она повсеместно есть. Ну а то, что большинство людей про эти устройства не знает – это потому, что они, к счастью, не попадали в такие ситуации, когда требовалась эвакуация. Тем не менее в нормативах наличие эвакуационных кресел прописано, они должны быть и со своей задачей они справляются.

Скажите, а как обстоят дела с образовательными учреждениями Московской области? Здесь все проектируется по современным стандартам, или где-то еще строят по старинке?

- Свод правил, регулирующий доступность зданий для маломобильных людей, вышел в 2012 году и уже переиздавался 2 раза – в 2016-ом и в 2020-м годах. Эти требования обязательны для всех общественных зданий по всей стране. Если при строительстве нормативы по доступной среде не соблюдены – здание просто невозможно сдать в эксплуатацию.  

Однако на проектирование и строительство зданий уходит по нескольку лет, поэтому результаты мы видим с большой временной задержкой. В 2012-ом закон только вышел и здания стали проектировать по-новому. Затем их несколько лет строили, вводили в эксплуатацию и оснащали. В готовом виде полностью доступные здания, в том числе школы, стали появляться сравнительно недавно. Сейчас при строительстве зданий никто не должен обходить нормы доступности.

У нас осталось совсем немного времени, и хотелось бы задать вам еще один вопрос. В округах Московской области продолжают открывать центры для реабилитации инвалидов, в том числе для юных жителей региона. Расскажите, пожалуйста, в чем ценность таких учреждений?

- В таких центрах люди с инвалидностью должны проходить различного рода реабилитацию – социальную, социально-психологическую, профессиональную. Человека, получившего инвалидность, направляют в реабилитационный центр после оказания медицинской помощи. Здесь он может посетить занятия с психологом, занятия ЛФК, пройти различные программы для адаптации.  Все это помогает дальнейшей социальной реализации человека с инвалидностью.

Надежда Чередниченко

  • Генеральный директор компании «Доступная страна»;
  • Один из ведущих российских экспертов по доступной среде;
  • Имеет сертификат Всероссийского Общества Инвалидов, полученный в рамках программы добровольной сертификации;
  • Руководит командой специалистов, аттестованных по программе Всероссийского Общества Инвалидов;
  • Более 10 лет занимается работой по организации адаптации различных учреждений.

 

Вернуться к новостям